Доктор филологических наук Ольга Несмелова: Хоть телефонный справочник, но пусть читают

В последние годы все большую популярность набирают электронные книги. Даже многие профессора и ученые стали все чаще выступать с заявлением, что бумажные носители просто отомрут, а традиционные газеты постигнет участь глиняных табличек. Интересно, что с 2014 года мир даже начал отмечать Международный день электронной книги. К чему бы это все?

news_top_970_100

Что думают казанские профессора о противостоянии «бумаги» и «цифры»? Действительно ли современные студенты настолько не любят чтение? И как нам относиться к массовой литературе? Обо всем этом «КВ» беседуют с заведующей кафедрой русской и зарубежной литературы института филологии и межкультурных коммуникаций им. Льва Толстого КФУ, доктором филологических наук, профессором с 35-летним стажем преподавания Ольгой Несмеловой.

Книга, как театр, не умрет

- Сейчас вокруг чтения, носителей информации ведется множество дискуссий. Вы как филолог склонны к бумажным или электронным книгам? 
- Тут нужно учитывать то, что мы были воспитаны эпохой, когда не было современных технологий, гаджетов. Однако я не могу сказать, что чтение в бумажном варианте - это самый лучший вариант. Теперь читать ту же книгу на электронном носителе не просто легче, но и намного дешевле. Видя вот такое изобилие в книжном магазине, мы, конечно, вспоминаем годы жестокого дефицита, когда книги покупались на черном рынке. Я помню, когда вышло первое издание «Мастера и Маргариты» отдельной книгой, оно стоило 80 рублей. Это было сопоставимо с ценой дефицитных женских сапог на том же черном рынке! Сейчас книжные магазины потрясают изобилием. Можно найти все что хочешь. Но цены… Что говорить? Даже мне, профессору, приходится выбирать - далеко не все по карману. Хотя процесс чтения в традиционном варианте рождает приятное ощущение подержать в руках результат полиграфического искусства. Мне важно открыть книгу, полистать страницы, посмотреть выходные данные. Я очень надеюсь, что книжная культура выживет. 

- Но уже раздаются тревожные звонки, многие уверены в гибели бумажных носителей... 
- Сколько раз люди хоронили те или иные виды искусства! Например, в 1960-х годах наш замечательный кинорежиссер Михаил Ромм прямо сказал: «Театр - умирающее искусство». Мол, человек в таком быстром ритме жизни не сможет тратить столько времени, не сможет просидеть три часа в театре. Удивительно - сейчас, в 21-м веке, и вовсе есть изумительные экспериментальные постановки, которые длятся по пять часов. А есть спектакли, которые идут несколько дней: в субботу вечером, воскресенье днем и воскресенье вечером - такой театральный сериал. То же самое и с книгой.

- Вы сами пользуетесь электронной книгой?
- У меня есть электронная книга. Мне ее подарила моя семья. Впечатляет, конечно, то, сколько всего туда вмещается. Но пользуюсь я ею редко, только когда езжу на конференции, в командировки. Но тем не менее даже в дорогу все равно беру с собой бумажные книги или журнал.

«И это настоящий кайф - узнавать что-то новое от студентов» 

- Через вас прошло не одно поколение студентов. Действительно нынешние учащиеся не хотят читать?
- Многие говорят, что молодое поколение не читает. Все не так плохо, как кажется. Хотя я достигла такого возраста, когда мне пора уже говорить, что раньше все было лучше: и сахар слаще, и больше читали. Но нет. Студенты не изменились, не стало больше или меньше любителей чтения. Учащиеся читают. Да, много ерунды, но пусть хоть это будет телефонный справочник. Лишь бы читали. Иногда они даже приносят мне книги, о которых я ничего не знала. И это настоящий кайф - узнавать что-то новое от студентов. 

- А что предпочитают они: книгу или все уже постепенно перешли на электронные носители?
- У нас со студентами есть договоренность: мне нужно от них полное знание текста. Но я не могу требовать, чтобы они читали только в бумажном варианте. Раньше говорила: «Вы должны знать весь текст, должны прочитать его глазами». Теперь я понимаю, что есть и другой вариант - аудиокниги. Сама этим не пользуюсь. Но лишь потому, что при своей нагрузке я усну сразу же, как надену наушники. Но студенты, многие мои коллеги слушают их. Им это нравится. 
Главное условие - полный текст, чтобы не было адаптированного варианта. Краткий пересказ я категорически не допускаю. Как-то заметила у студентки на экзамене книгу с кратким содержанием произведений и была поражена. Авторами этих пересказов выступали уважаемые мною и хорошо знакомые мне московские профессора. Там было предисловие, дескать, пусть несчастный деревенский мальчик, который в библиотеке никогда не сможет получить книгу, прочитает ее хотя бы в пересказе. Но с профессиональной точки зрения это недопустимо. Пусть деревенский мальчик никогда не прочитает текст того же Сэлинджера, чем сделает это по такому пересказу. А вот аудиокниги мне напоминают театр у микрофона, существовавший в советские годы. 

- Вы имеете в виду чтецкий жанр?
- Да, чтецкий жанр, который сейчас, к сожалению, исчез с эстрады. Чтецов нет. Я еще буквально девочкой застала тот период, когда с чтецкими программами приезжали такие мастера художественного слова, как знаменитый армянский актер Сурен Кочарян. У него было несколько больших программ по великим произведениям. Я была в восьмом классе, когда в клубе Менжинского (теперь Культурный центр МВД РТ) послушала в его исполнении «Декамерон», «Крейцерову сонату», «Илиаду»! Да, я росла в филологической семье, мне была привита культура чтения. Книги вошли в мою жизнь из домашней библиотеки. В 1937 году, когда моей маме было пять лет, ее отец дарил ей «Маугли» Киплинга, сказки Перро. Я понимаю, что так было не у всех. Но знаете, когда мой дед в 30-е годы дарил маме эти книги, то сам был выходцем из более чем простой среды - это была еврейская семья часовщика с десятью детьми. Однако именно от дедушки пошло это все.

О массовой литературе, экранизациях и школе

- Ольга Олеговна, как вы относитесь к массовой литературе?
- Неплохо отношусь, я сама поклонница детективов. Хотя вот любовные романы ну не могу читать. У массовой литературы есть одно очень важное качество - ее читают. Можно говорить, что это портит читательский вкус. Но именно сейчас как никогда раньше мы имеем нормальный современный литературный поток. Наверное, в нем очень много «барахла». Но лишь время отбросит все ненужное и поднимет на пьедестал шедевры. Любимый мною роман «Унесенные ветром» - это в общем-то массовая литература того времени. Роман был написан в 1936 году, но до сих пор не утратил своего значения. В нем можно найти серьезные художественные открытия. 

- Что, на ваш взгляд, не хватает современным книгам?
- Сейчас главное, что обедняет художественные книги, - это утрата предисловия. От него фактически осталось лишь несколько строк аннотации. То, что практиковалось в 1960 - 80-е годы и исчезло с перестройкой. Причины понятны - удешевление. Книга и так дорогая, а большое предисловие - дополнительные траты. Но я до сих пор студентам рекомендую вместо учебника, например, прочитать предисловие к двухтомнику О.Уайльда, написанное А.Аникстом. Оно занимает где-то 50 - 60 страниц. Сейчас вряд ли издатель пойдет на это. Но это то, что в прошлые времена называлось очерком жизни и творчества и вместе с комментариями, сносками и тому подобным составляло издательскую культуру. Второй момент, негативно влияющий на чтение, - цена современных книг. Но тем не менее книги покупают. Регулярно закрываются кафе, рестораны, но книжные магазины процветают. 

- А могут ли экранизации заменить чтение?
- Многие студенты предпочитают посмотреть фильм, чем прочитать роман. Но нужно четко понимать, что это перевод произведения литературы на язык другого вида искусства. Это не может заменить чтение. Я хорошо отношусь к экранизациям. Если фильм лег на твое внутреннее представление, значит, он удачен для тебя. Вон какие страсти разгорелись вокруг «Таинственной страсти» Василия Аксенова. Многим моим коллегам фильм очень не понравился, а я была в совершенном восторге. Мне показалось, что это такое точное попадание в образы молодых Евтушенко, Высоцкого и других. Что касается классических произведений, то тут много споров. Они могут быть бесконечны. Лучшей экранизацией романа «Анна Каренина» я считаю английский вариант с Кирой Найтли. Восхитительный фильм. А вот к экранизации Карена Шахназарова, где одну из главных ролей сыграла Елизавета Боярская, я осталась равнодушна. Это вопрос личного пристрастия.

- Нельзя не затронуть и проблему современного школьного образования, ведь именно в школе ребенок получает главные жизненные уроки. 
- Что таить, со школами, университетами сейчас не все хорошо, как хотелось бы. Идет «выдавливание» бюджетного образования, сокращение аудиторной работы. А как студента учить дистанционно? Не все можно отдать на самостоятельную работу. Не случайно говорят: «Не дай вам бог жить в эпоху перемен». Но мы уже так долго в них находимся. Я не знаю, удастся ли мне застать иной период. 
Школьников я сейчас называю жертвами ЕГЭ: они не могут выстроить фразу, чтобы там было подлежащее, сказуемое, придаточная часть. Вот это печально. Жалко и учителей. Даже если они хотят что-то дать ребятам, над ними висит дамоклов меч - ЕГЭ. Учителя заняты тем, что в каждом классе «тренируют» учеников к экзаменам, а на то, чтобы провести нормальный урок, научить писать сочинение, анализировать произведение, времени у них просто не остается. 

news_right_column_240_400