Те времена давно канули в лету, и уже казалось, что тогдашняя мода на дома-музеи и мемориалы никогда не вернется. Но вот по-другому заработал Литературно-мемориальный музей А.М.Горького. И хотя среди его мероприятий преобладали литературные, он на какое-то время стал неким центром искусств. Открылся Музей Е.А.Боратынского, который также облюбовали литераторы. Но, пожалуй, самым органичным событием (не в обиду названным и неназванным музеям) стало открытие в Казани Дома-музея Василия Аксенова.
Предыстория таковаВ 2007 году по инициативе Андрея Макаревича был задуман и с блеском проведен в Казани литературно-музыкальный праздник - «Аксенов-фест». Василия Павловича с почетом встретили в родном городе, отметили его 75-летие. Совершая прогулку по местам детства вместе с мэром Казани Ильсуром Метшиным, он посетил и дом №55/31 по ул. К.Маркса. Полуразрушенный, местами обгоревший. Огорченный Аксенов сказал:
- Это все нужно снести бульдозером.
Но Метшин возразил:- Мы восстановим дом и передадим вам.
Сам Василий Павлович представлял будущее нового дома так: «Это должен быть литературно-джазовый клуб. Там должен быть небольшой зрительный зал человек на пятьдесят, где играл бы новый Козлов или новый Макаревич... Что-то, что открывало бы двери росткам интеллигенции города. Где бы все встречались, спорили о чем-то. Где была бы большая связь с миром...»
Увы, тогда никто не предполагал, что это станет завещанием писателя.
Дом Аксенова открылся в ноябре 2009 года во время III международного фестиваля «Аксенов-фест». Уже после смерти писателя. Надо сказать, все его пожелания были выполнены и продолжают выполняться.
Как считают в Доме-музее Аксенова, если бы Василий Павлович был жив, он несомненно оказал воздействие на культуру города. И сегодня дом - продолжение его влияния на Казань. Ежегодно проходит «Аксенов-фест»: друзья-литераторы приезжают к Аксенову в гости. Скажем, москвичи очень хорошо относятся к музею, напоминают, что они были причастны к созданию дома Аксенова и им не стыдно за то, что получилось. Сегодня культурный центр «Дом Аксенова» гармонично сочетает мемориальную часть с современной экспозицией, научно-исследовательскую работу с реализацией программ по поддержке современных деятелей искусств.
Немного историиВасилий Аксенов - наш земляк и писатель мирового масштаба. Именно поэтому об успешной деятельности музея знают далеко за пределами России: побывать в доме на ул. К.Маркса, где прошли детство и юность всемирно известного писателя, стремятся туристы из США, Канады, Германии и других стран. В России Василий Аксенов стал лауреатом одной из престижнейших литературных премий, а во Франции был удостоен ордена Искусств и литературы - одной из высших современных наград этой страны. В США Василию Аксенову присвоено почетное звание Doctor of Humane Letters. Он являлся членом ПЕН-клуба и Американской авторской лиги. Профессор русской литературы в различных университетах США: Институте Кеннана, Университете Дж.Вашингтона, Гаучерском университете, Университете Джорджа Мэйсона. Книгами шестидесятника Аксенова зачитывалось не одно поколение.
Мемориальная часть музея - это и рассказ о семье писателя, история которой сама по себе может стать основой для литературного произведения.
Мама Василия Аксенова Евгения Гинзбург, преподаватель педагогического института, сотрудник газеты «Красная Татария», в 1937 году была арестована по подозрению в причастности к троцкистскому заговору. Десять лет провела в сталинских лагерях, воспоминанием о которых стал роман «Крутой маршрут».
Отец Павел Аксенов из крестьянской семьи. С 1918 года член компартии. Воевал в Гражданскую войну. С 1930-го по 1935 год - председатель Татарского профсоюзного совета, с 1935-го по день ареста - председатель Казанского городского Совета депутатов трудящихся. Арестован и приговорен к расстрелу. Чуть позже расстрел заменен пятнадцатью годами лагерей без права переписки.
Пятилетний Вася был помещен в Костромской сиротский дом для детей врагов народа. Его тетя Ксения и дядя Адриан Аксеновы добились передачи мальчика на воспитание. В этой семье в Казани на ул. К.Маркса, 55/31, он прожил десять лет в любви и заботе вплоть до выхода мамы на свободу. Этот дом навсегда стал для него родным.
Открывая зановоЗначительная часть мемориальной комнаты восстановлена благодаря неравнодушным жителям Казани, которые приносят в дар музею предметы 30 - 40-х годов. Есть что-то и чисто аксеновское. В любом случае вещи передают атмосферу тех лет, создают некий антураж, благодаря чему легче понять и почувствовать эпоху, в которую складывалась судьба писателя, его семьи, людей той страны.
- Для нас очень важно, чтобы Аксенова узнали в Казани в полной мере, - говорит исполнительный директор культурного центра «Дом Аксенова» Юлия Хусаинова.
Для чего нужны прежде всего экскурсии по Дому-музею Аксенова и памятным писателю местам. Живые, захватывающие.
- Сидя возле этого окошка, - рассказывает Юлия Леоновна, - маленький Вася с родственниками Шуриком и Галочкой ждал тетю Ксению. Если она возвращалась, понурив голову, можно было ложиться спать. Если же шла веселая и махала рукой, то моментально накрывался стол.
Слушая этот и подобные рассказы, задумываешься: а понятно ли это нынешней молодежи? К сожалению, говорят аксеновцы, большей частью молодежь не знает ни Аксенова, ни Евгению Гинзбург, ни ее знаменитую книгу «Крутой маршрут». И когда молодые люди приходят - а молодежи бывает в доме зачастую достаточно много - для них это настоящее открытие. Как личность писателя, так и его судьба.
Школьников в Дом-музей Аксенова приглашают постоянно. Для них фигура Аксенова - пока совершенно абстрактное понятие, и неизвестно, когда они дойдут до его книг. Но то, что происходило в городе в 40-е и 50-е годы, рассказано и в «Крутом маршруте», и в произведениях Аксенова, и в воспоминаниях отца писателя Павла Васильевича. Об этом в доме рассказывают и ребятам. Для них важнее, кстати, не литературная, а скорее историческая часть. Им интересны события середины минувшего века. Школьникам показывают, где жили Аксеновы, прокладывают целый маршрут. Например, «там, где находится Лядской садик, был дом слез. Там, где суворовское училище, был коллектор, и внизу стояли и плакали родственники, глядя на забранных детей. Потом «Черное озеро»...» Такая привязка драматических событий к привычным местам нашего города, хорошо знакомым маршрутам очень важна для молодежи, ведь Казань благодаря этому приему предстает в совершенно ином свете.
Дом друзейВ доме-музее проходит много мероприятий, посвященных друзьям писателя. Не так давно, например, проводился вечер Владимира Высоцкого в ракурсе их с Василием Аксеновым дружбы. Многие ведь даже не знают, что это был один круг, складывались достаточно доверительные отношения и наблюдалось взаимное влияние в творчестве. В то же время здесь объяснят, кем был Аксенов для шестидесятников и семидесятников.
Характерный эпизод из рассказа бывшего сотрудника библиотеки Казанского авиационного завода: «В 70-е годы Аксенов был одним из самых популярных авторов. На его книги всегда была очередь. И вдруг в 80-м году нам приказывают уничтожить все его книги, так как он, оказывается, диссидент. Комиссия, состоящая из завбиблиотекой, представителей профкома и парткома, составила акт об уничтожении, а все книги бережно раздали надежным людям. Если бы об этом стало известно, нам грозили серьезные неприятности».
Дом Аксенова любим горожанами. Здесь проводится ежедневная работа с посетителями постоянной экспозиции музея и посетителями выставок. Содержание экскурсий обогащается благодаря воспоминаниям пришедших.
Ныне дом стал действительно культурным центром. Тут постоянно проводятся музыкальные и литературные вечера. Выступают талантливые люди, есть место интересным творческим экспериментам. Здесь были Светлана Васильева, Евгений Попов, Юрий Арабов, Виктор Шендерович, Ирина Барметова, Борис Мессерер. Состоялась презентация книги Е.Попова и А.Кабакова «Беседы об Аксенове». Вечер «Промельк Беллы», посвященный памяти Беллы Ахмадулиной.
В доме прошли творческие вечера казанских литераторов Дениса Осокина, Михаила Тузова, Лилии Газизовой, Наили Ахуновой, состоялись выступления поэтов Олеси Балтусовой, Алексея Кириллова, Айрата Бик-Булатова, Константина Струкова, Тимура Алдошина и других.
Дом Аксенова давно зарекомендовал себя как удобная площадка для художественных выставок - живописи, графики и фотографии. Неординарно и такое начинание, как «Кинодень». Айрат Бик-Булатов показал фильмы, которые он делал на телевидении, о людях нашего города. Фильмы шли в формате нон-стоп, зрители приходили-уходили, и для многих было удивительно, что столько интересного происходит в Казани, а мы и не знаем об этом... Тогда же родилась идея показать фильмы, которые в свое время прославили Казанскую студию кинохроники. Ведь где-то они лежат невостребованными, а если все поднять? Это же целый пласт культуры!
Не без проблемУ Дома-музея Аксенова сложился постоянный круг друзей. Тех, кто всегда готов прийти на помощь, выступить. В действительности очень много людей, готовых бесплатно что-то сделать, если они видят, что это нужно, востребовано. Организация любого мероприятия зачастую проходит «из любви к искусству», благодаря личным контактам. В большинстве своем гости, пришедшие на мероприятие, говорят: «А вот я еще вот это могу...»
Но долго ли такое будет продолжаться? Поначалу просто музей все более расширяет свой формат. А планы постепенно упираются в некий потолок. Так, в планах аксеновцев сделать хорошую библиотеку - из сочинений как самого Василия Аксенова, так и писателей-шестидесятников. Но помещений явно не хватает.
Как не хватает их и для проведения мероприятий. Скажем, литературно-музыкальный салон в доме Аксенова во время некоторых мероприятий просто не способен вместить всех желающих. Уже не хватает места и для самого музея. Люди приносят и дарят раритеты 30 - 40-х годов, а поместить их некуда - нет запасников.
Есть предложение на базе музея организовать литературную студию для детей. Но опять встает вопрос нехватки площадей.
Имеются опасения по поводу дальнейшей судьбы дома. Общая тенденция - то, что первоначально доступно всем, постепенно превращается в элитарное, доходное. А культура по определению не может приносить доход. Ее дивиденды не носят денежный характер. И как здесь не обратить внимание казанцев на этот удивительный, уникальный в своем роде музей?
Сегодня Казань меняет имидж. Причина перемены - Универсиада, до которой осталось совсем немного времени. Но будет большой ошибкой и даже возможна невосполнимая потеря, если в погоне за славой спортивной столицы мы утратим славу столицы культурной. Этого можно избежать, если не только сохранять, но и развивать очаги культуры. В том числе такую уникальную творческую площадку, как культурный центр «Дом Аксенова».
Предыстория таковаВ 2007 году по инициативе Андрея Макаревича был задуман и с блеском проведен в Казани литературно-музыкальный праздник - «Аксенов-фест». Василия Павловича с почетом встретили в родном городе, отметили его 75-летие. Совершая прогулку по местам детства вместе с мэром Казани Ильсуром Метшиным, он посетил и дом №55/31 по ул. К.Маркса. Полуразрушенный, местами обгоревший. Огорченный Аксенов сказал:
- Это все нужно снести бульдозером.
Но Метшин возразил:- Мы восстановим дом и передадим вам.
Сам Василий Павлович представлял будущее нового дома так: «Это должен быть литературно-джазовый клуб. Там должен быть небольшой зрительный зал человек на пятьдесят, где играл бы новый Козлов или новый Макаревич... Что-то, что открывало бы двери росткам интеллигенции города. Где бы все встречались, спорили о чем-то. Где была бы большая связь с миром...»
Увы, тогда никто не предполагал, что это станет завещанием писателя.
Дом Аксенова открылся в ноябре 2009 года во время III международного фестиваля «Аксенов-фест». Уже после смерти писателя. Надо сказать, все его пожелания были выполнены и продолжают выполняться.
Как считают в Доме-музее Аксенова, если бы Василий Павлович был жив, он несомненно оказал воздействие на культуру города. И сегодня дом - продолжение его влияния на Казань. Ежегодно проходит «Аксенов-фест»: друзья-литераторы приезжают к Аксенову в гости. Скажем, москвичи очень хорошо относятся к музею, напоминают, что они были причастны к созданию дома Аксенова и им не стыдно за то, что получилось. Сегодня культурный центр «Дом Аксенова» гармонично сочетает мемориальную часть с современной экспозицией, научно-исследовательскую работу с реализацией программ по поддержке современных деятелей искусств.
Немного историиВасилий Аксенов - наш земляк и писатель мирового масштаба. Именно поэтому об успешной деятельности музея знают далеко за пределами России: побывать в доме на ул. К.Маркса, где прошли детство и юность всемирно известного писателя, стремятся туристы из США, Канады, Германии и других стран. В России Василий Аксенов стал лауреатом одной из престижнейших литературных премий, а во Франции был удостоен ордена Искусств и литературы - одной из высших современных наград этой страны. В США Василию Аксенову присвоено почетное звание Doctor of Humane Letters. Он являлся членом ПЕН-клуба и Американской авторской лиги. Профессор русской литературы в различных университетах США: Институте Кеннана, Университете Дж.Вашингтона, Гаучерском университете, Университете Джорджа Мэйсона. Книгами шестидесятника Аксенова зачитывалось не одно поколение.
Мемориальная часть музея - это и рассказ о семье писателя, история которой сама по себе может стать основой для литературного произведения.
Мама Василия Аксенова Евгения Гинзбург, преподаватель педагогического института, сотрудник газеты «Красная Татария», в 1937 году была арестована по подозрению в причастности к троцкистскому заговору. Десять лет провела в сталинских лагерях, воспоминанием о которых стал роман «Крутой маршрут».
Отец Павел Аксенов из крестьянской семьи. С 1918 года член компартии. Воевал в Гражданскую войну. С 1930-го по 1935 год - председатель Татарского профсоюзного совета, с 1935-го по день ареста - председатель Казанского городского Совета депутатов трудящихся. Арестован и приговорен к расстрелу. Чуть позже расстрел заменен пятнадцатью годами лагерей без права переписки.
Пятилетний Вася был помещен в Костромской сиротский дом для детей врагов народа. Его тетя Ксения и дядя Адриан Аксеновы добились передачи мальчика на воспитание. В этой семье в Казани на ул. К.Маркса, 55/31, он прожил десять лет в любви и заботе вплоть до выхода мамы на свободу. Этот дом навсегда стал для него родным.
Открывая зановоЗначительная часть мемориальной комнаты восстановлена благодаря неравнодушным жителям Казани, которые приносят в дар музею предметы 30 - 40-х годов. Есть что-то и чисто аксеновское. В любом случае вещи передают атмосферу тех лет, создают некий антураж, благодаря чему легче понять и почувствовать эпоху, в которую складывалась судьба писателя, его семьи, людей той страны.
- Для нас очень важно, чтобы Аксенова узнали в Казани в полной мере, - говорит исполнительный директор культурного центра «Дом Аксенова» Юлия Хусаинова.
Для чего нужны прежде всего экскурсии по Дому-музею Аксенова и памятным писателю местам. Живые, захватывающие.
- Сидя возле этого окошка, - рассказывает Юлия Леоновна, - маленький Вася с родственниками Шуриком и Галочкой ждал тетю Ксению. Если она возвращалась, понурив голову, можно было ложиться спать. Если же шла веселая и махала рукой, то моментально накрывался стол.
Слушая этот и подобные рассказы, задумываешься: а понятно ли это нынешней молодежи? К сожалению, говорят аксеновцы, большей частью молодежь не знает ни Аксенова, ни Евгению Гинзбург, ни ее знаменитую книгу «Крутой маршрут». И когда молодые люди приходят - а молодежи бывает в доме зачастую достаточно много - для них это настоящее открытие. Как личность писателя, так и его судьба.
Школьников в Дом-музей Аксенова приглашают постоянно. Для них фигура Аксенова - пока совершенно абстрактное понятие, и неизвестно, когда они дойдут до его книг. Но то, что происходило в городе в 40-е и 50-е годы, рассказано и в «Крутом маршруте», и в произведениях Аксенова, и в воспоминаниях отца писателя Павла Васильевича. Об этом в доме рассказывают и ребятам. Для них важнее, кстати, не литературная, а скорее историческая часть. Им интересны события середины минувшего века. Школьникам показывают, где жили Аксеновы, прокладывают целый маршрут. Например, «там, где находится Лядской садик, был дом слез. Там, где суворовское училище, был коллектор, и внизу стояли и плакали родственники, глядя на забранных детей. Потом «Черное озеро»...» Такая привязка драматических событий к привычным местам нашего города, хорошо знакомым маршрутам очень важна для молодежи, ведь Казань благодаря этому приему предстает в совершенно ином свете.
Дом друзейВ доме-музее проходит много мероприятий, посвященных друзьям писателя. Не так давно, например, проводился вечер Владимира Высоцкого в ракурсе их с Василием Аксеновым дружбы. Многие ведь даже не знают, что это был один круг, складывались достаточно доверительные отношения и наблюдалось взаимное влияние в творчестве. В то же время здесь объяснят, кем был Аксенов для шестидесятников и семидесятников.
Характерный эпизод из рассказа бывшего сотрудника библиотеки Казанского авиационного завода: «В 70-е годы Аксенов был одним из самых популярных авторов. На его книги всегда была очередь. И вдруг в 80-м году нам приказывают уничтожить все его книги, так как он, оказывается, диссидент. Комиссия, состоящая из завбиблиотекой, представителей профкома и парткома, составила акт об уничтожении, а все книги бережно раздали надежным людям. Если бы об этом стало известно, нам грозили серьезные неприятности».
Дом Аксенова любим горожанами. Здесь проводится ежедневная работа с посетителями постоянной экспозиции музея и посетителями выставок. Содержание экскурсий обогащается благодаря воспоминаниям пришедших.
Ныне дом стал действительно культурным центром. Тут постоянно проводятся музыкальные и литературные вечера. Выступают талантливые люди, есть место интересным творческим экспериментам. Здесь были Светлана Васильева, Евгений Попов, Юрий Арабов, Виктор Шендерович, Ирина Барметова, Борис Мессерер. Состоялась презентация книги Е.Попова и А.Кабакова «Беседы об Аксенове». Вечер «Промельк Беллы», посвященный памяти Беллы Ахмадулиной.
В доме прошли творческие вечера казанских литераторов Дениса Осокина, Михаила Тузова, Лилии Газизовой, Наили Ахуновой, состоялись выступления поэтов Олеси Балтусовой, Алексея Кириллова, Айрата Бик-Булатова, Константина Струкова, Тимура Алдошина и других.
Дом Аксенова давно зарекомендовал себя как удобная площадка для художественных выставок - живописи, графики и фотографии. Неординарно и такое начинание, как «Кинодень». Айрат Бик-Булатов показал фильмы, которые он делал на телевидении, о людях нашего города. Фильмы шли в формате нон-стоп, зрители приходили-уходили, и для многих было удивительно, что столько интересного происходит в Казани, а мы и не знаем об этом... Тогда же родилась идея показать фильмы, которые в свое время прославили Казанскую студию кинохроники. Ведь где-то они лежат невостребованными, а если все поднять? Это же целый пласт культуры!
Не без проблемУ Дома-музея Аксенова сложился постоянный круг друзей. Тех, кто всегда готов прийти на помощь, выступить. В действительности очень много людей, готовых бесплатно что-то сделать, если они видят, что это нужно, востребовано. Организация любого мероприятия зачастую проходит «из любви к искусству», благодаря личным контактам. В большинстве своем гости, пришедшие на мероприятие, говорят: «А вот я еще вот это могу...»
Но долго ли такое будет продолжаться? Поначалу просто музей все более расширяет свой формат. А планы постепенно упираются в некий потолок. Так, в планах аксеновцев сделать хорошую библиотеку - из сочинений как самого Василия Аксенова, так и писателей-шестидесятников. Но помещений явно не хватает.
Как не хватает их и для проведения мероприятий. Скажем, литературно-музыкальный салон в доме Аксенова во время некоторых мероприятий просто не способен вместить всех желающих. Уже не хватает места и для самого музея. Люди приносят и дарят раритеты 30 - 40-х годов, а поместить их некуда - нет запасников.
Есть предложение на базе музея организовать литературную студию для детей. Но опять встает вопрос нехватки площадей.
Имеются опасения по поводу дальнейшей судьбы дома. Общая тенденция - то, что первоначально доступно всем, постепенно превращается в элитарное, доходное. А культура по определению не может приносить доход. Ее дивиденды не носят денежный характер. И как здесь не обратить внимание казанцев на этот удивительный, уникальный в своем роде музей?
Сегодня Казань меняет имидж. Причина перемены - Универсиада, до которой осталось совсем немного времени. Но будет большой ошибкой и даже возможна невосполнимая потеря, если в погоне за славой спортивной столицы мы утратим славу столицы культурной. Этого можно избежать, если не только сохранять, но и развивать очаги культуры. В том числе такую уникальную творческую площадку, как культурный центр «Дом Аксенова».