Об этом рядовом, но много говорящем эпизоде гражданской войны на Украине военкору «Казанских ведомостей» рассказали во время посещения «Мемориала скорби» в городе Свердловске Луганской народной республики. Сюда, в этот приграничный город, казанские волонтеры привезли гуманитарную помощь. А после передачи этого важного груза нас пригласили всем вместе почтить память героев Донбасса.
Да, здесь свято чтят имена погибших земляков. Сам «Мемориал скорби» расположен в парке тоже со знаковым именем – «Парк культуры и отдыха имени Героев Сталинградской битвы». Как раз в день нашего приезда, в День защитников Отечества, 23 февраля, здесь состоялось открытие памятного знака погибшим защитникам Донбасса и города Свердловск.
В братской могиле парка 153 советских воина, сражавшихся в Великую Отечественную в боях за Донбасс на Миусском рубеже и умерших в госпиталях, 227 жителей Свердловска. В том числе и члены молодежной подпольной группы, замученных и расстрелянных за 30 недель оккупации немцами города во время войны. Название этой группы теперь знает каждый в нашей стране, а имена ее героев вписаны в учебники истории. Режиссер Сергей Герасимов создал об этом замечательный двухсерийный фильм по роману Александра Фадеева. «Молодая гвардия» – так назвали себя эти совсем юные подпольщики, поднявшиеся на борьбу с врагом в захваченном им городе.
А память героев нашей страны теперь пополняется новыми именами. Так же в большинстве своем – именами молодых, ушедшими на взлете своей жизни ребят, которую они отдали за свой родной Донбасс.
Тем летом, 2014-го, Вооруженные силу Украины безуспешно пытались отбить этот город у ополченцев из числа местных жителей, которые встали на защиту Юго-Востока страны, когда в Киеве случился майданный переворот. Первомайский оказался на линии фронта и подвергся значительным разрушениям. В ходе ожесточенных обстрелов от снарядов ВСУ только за июль и август 2014 года в Первомайске погибло более 700 мирных жителей.
Вот что рассказала военкору «Казанских ведомостей» очевидец тех событий, руководитель Свердловского территориального отделения Общественного движения «Мир Луганщине» Анна Чикулдаева. В 2014 году она возглавляла информационный центр ополченцев Луганска.
Когда мы в тот год приехали в Первомайск с гуманитарной миссией, на окраинах города еще шли бои, гремела канонада артиллерии. И увидели идущую по улице женщину с двумя детьми. На ногах у нее были надеты еще летние кроссовки, хотя уже шел декабрь месяц. Мы сразу остановили машину и предложили ей: «Давайте мы вас заберем».
Женщина ответила нам: «Нет, я никуда не поеду, война и так идет за мною по пятам». Оказалось, что она жительница Славянска. Славянск ВСУ тоже начали в тот год ожесточенно обстреливать, весь город оказался разбомблен, попал снаряд и в их дом. Муж погиб, от дома осталась груда развалин… Тогда она взяла их двоих маленьких детей и приехала к тете в Первомайск. Но и здесь война неотступно шла за ней. Самые активные боевые действия в Первомайске начались в октябре 2014 года. И вот в одну из ночей этого жуткого холодного месяца осени случился, как рассказала эта мама двоих малышей, самый страшный момент в ее жизни. «После которого я уже теперь ничего не боюсь», – поделилась она своими ощущениями.
И продолжила: «В эту ночь начался массированный обстрел сразу с трех сторон, канонада звуков артиллерии накатывалась одна на другую, вот этот грохот стоял беспрерывно! Мы сидели в подвале, я взяла своего шестилетнего сына на руки, а у самой в это время застучали зубы от страха. Страшно было очень! А сын, поглядев на меня, обнял меня и так спокойно говорит: «Мама! Не бойся! Умирать не страшно. Ведь я с тобой!»
«После этой памятной ночи моя жизнь изменилась», – продолжила свой рассказ женщина. «Мне теперь уже, действительно, ничего не страшно! И поэтому я никуда не поеду».
Как сложилась судьба этой семьи, одной из многих таких же многострадальных семей Донбасса? Мы не знаем… Но твердо можно сказать одно: твердость характера этого бесстрашного мальчугана себя еще обязательно проявит. Так же, как и у других, рано повзрослевших, сынов и дочерей сурового шахтерского края. Которые решили: вот и пришла пора становиться «барсами»!
«Барсы» и «брелки»
Именно такое название в честь бесстрашного и изящного вида пантер ребята сами выбрали для своего десантно-патриотического спортивного клуба «Барс», созданного в том же знаковом 2014 году в луганском Свердловске. В чем местная, донбасская специфика этого детского клуба? Почему на его занятия с огромным удовольствием ходят даже девчонки – такие хрупкие на вид, но тем не менее мечтающие попасть на учебу в знаменитое Рязанское воздушно-десантное училище? А отчего малышей-дошколят этого клуба шутливо называют «медальонами»?
Об этом военкору «Казанских ведомостей» рассказали и показали на выступлениях юной десантуры в Сверловске.
В чем главная задача нашего ДПСК «Барс»? Это воспитание патриотизма и любви к своей стране, к нашей России. Здесь в основном ребята, а значит – будущие воины. Они занимаются в спортзале, в числе дисциплин – рукопашный бой, стрелковая, строевая и физподготовка. Обязательно ходим в походы – нужно, чтобы наши воспитанники выросли настоящими мужчинами, умели и выжить в лесу и костер разжечь, быстро и правильно поставить палатку. Все это хорошо еще от улицы и безделья отвлекает, – рассказывает руководитель клуба Олег Логинов.
Олег Викторович – отставной военный, проходил службу в ракетных войсках. Так что твердый характер, военная выправка и безукоризненный порядок во всем – у него в крови.
В 2014 году у нас здесь началась война – когда нам хотели навязать свои памятники Бандере. Первыми здесь, в Свердловске, собрались около 50 человек и выступили против новых порядков майданного Киева. Часть оружия мы смогли отбить у милиции, другие достали свои охотничьи ружья, кто-то вышел против прибывших к нам националистов просто с палками, с железными прутьями. Вы знаете, было даже такое – взяли в школе, из кабинета начальной военной подготовки, макеты автоматов и пошли с ними. А что – издалека-то и не разглядишь: настоящее оружие это или макет. Ничего, отбились! – с удовольствием вспоминает строгий наставник «барсов». – И вот они не ожидали такого отпора, когда на улицы вышло несколько тысяч человек! Когда тикали, побросали и свою технику и вооружение, мы тут пополнили ими свою защиту, – добавляет Олег Викторович.
Но мы-то не хотели этой войны! У нас на Донбассе мирно живут представители многих национальностей, по официальным данным – около 15, но на самом деле больше. Например, таджиков много приезжало на Донбасс строить шахты, да так и остались здесь. Мои дед и бабушка – родом из Казани. Так что мы с вами -земляки, – сообщает неожиданные подробности своей биографии глава детского клуба. – И никто отсюда уезжать никуда не собирается, мы будем защищать свою землю!
Как стал руководителем десантно-спортивного клуба? Еще с 2014 года состою в Донецком казачестве, наши казаки и попросили создать такой кружок для воспитания ребят. Сначала мы работали как кружок, а потом расширились, ребят стало приходить больше и создали уже клуб. Название «Барс» ребята придумали сами. Были разные варианты, но, чтобы не спорить, всем раздали бумажки написать свои предложения. Победил «Барс»! – рассказывает подробности становления Олег Логинов.
Сейчас на фронте успешно продолжают воевать «барсы» – отряды добровольцев, первоначально сформированные из офицеров запаса. Мы ими гордимся! Вот и у нас есть такие «барсы». Первые 6 выпускников ДСПК «Барс» сейчас служат на передовой. Вначале они поступили в Луганскую народную милицию, а сейчас ее личный состав переводится в Вооруженные силы России. Есть и погибшие ребята из числа наших выпускников…
Кстати, вот вы тут на показательных выступлениях видели – у нас есть и несколько девочек, которые, как и мальчишки, умеют так же ловко обращаться с автоматом.
Например, две девочки из старшего набора хотели поступать в Рязанское воздушно-десантное училище, но им пока по 16 лет – не взяли, будут дожиться 18-летия. А ведь вначале пришли сюда просто посмотреть – да так и остались! – улыбается Олег Викторович.
Действительно, в группе на показательных выступлениях в спортзале местного колледжа приемы рукопашного боя и приемы обращения с оружием нам, гостям из Казани, с удовольствием продемонстрировали не только девушки, но и… совсем шкеты! Так, в просторечье называют маленьких активных сорванцов. Вместе с ребятами-старшеклассниками они так же ловко совершали кульбиты через голову вперед-назад, да еще с макетами автоматов в руках! Как выяснилось, эти дошколята еще у себя в детском садике всех «ставили на уши», вот их родители и решили – эту кипучую энергию надо пустить в дело! То есть на тренировку тела и характера.
Если на Украине сейчас так говорят молодежи: «Москаляку на гиляку! Убей москаля!», то у нас на Донбассе все по-другому. Воспитанникам нашего клуба «Барс» даем такое напутствие перед занятиями: «Мы вас не учим нападать, мы учим вас защищать. Чтобы вы могли защитить и свою семью, и свою Родину, и свою землю», – обращает внимание на эту принципиальную разницу в подходе к воспитанию подрастающего поколения один из педагогов-наставников ДСПК «Барс» Наталья Хмылко.
Да, та самая «Женщина-«Град» из предыдущего репортажа «Казанских ведомостей» – о женщине с твердым характером, участнике боевых действий, водителе «Урала» с установкой «Град» на нем. Наталью Борисовну недавно демобилизовали. Выпускница института физкультуры, она с удовольствием приняла предложение стать педагогом по физической подготовке в детском клубе «Барс». И вот что рассказала военкору «Казанских ведомостей» о своей новой, мирной и так нужной работе.
Знаете, чем мне нравится эта работа? Когда порой боязливый, замкнутый ребенок после уже всего нескольких занятий у нас раскрывается как цветок, как бутон розы. Смотришь потом: вот у него уже и плечики расправились. И головку он гордо начал поднимать. А то ведь бывает – приходят некоторые и елку-то наряжать не умеют! На этот Новый год начали елку наряжать в клубе, а мальчишка стоит в сторонке, руки в брюки и смотрит, не помогает. Почему не помогаешь? Вот – бери шары, вешай. «А у меня дома мама всегда наряжает…» Так что мы наших ребят учим здесь не только физподготовке, но и как посуду, полы мыть. Проводим конкурсы по приготовлению каши! А как же! – смеется Наталия Борисовна.
Цели сделать из них чемпионов у нас нет. Мы просто готовим детей к жизни и чтобы они получили правильное, патриотическое воспитание.
Кстати, в числе правил нашего клуба «Барс» есть и такие. У нас, например, запрещено приходить на занятия с семечками или жвачкой. В таких случаях устраиваем «похороны жвачки». Пришедший с этой запрещенной продукцией берет лопаточку, выкапывает ямку, вся группа встает в круг перед этой ямкой и производим «утилизацию».
Или вот сейчас пришла мода из теплых стран – зимой ходить без носков, в подследниках. В нашем-то климате! Мы таким говорим: дома вы можете и босиком ходить. Но сюда в зимнее время года вы должны приходить как положено: высокие носки, теплая одежда. Почему? Объясняем: вот вы сейчас активно позанимаетесь в спортзале, вспотеете, а потом в легкой одежде, на босу ногу, пойдете на холод и простынете. Нет, так дело не пойдет. Мы заботимся о вашем здоровье, так что будьте добры, выполняйте правила клуба, – подводит итог Наталия Борисовна.
Еще одно важное правило клуба: старшие следят за младшими. А малыши тянутся за старшими. Например, едем куда-то на экскурсию – каждому старшему даем младшего и вот они за ручку так по музеям и ходят. Это очень помогает – и старшему и младшему. У старшего появляется ответственность, у младшего – уверенность, что его всегда поддержат. В рамках клуба даже появилось негласное шутливое название малышей – «брелок». Так что каждый старший отвечает за свой «брелок». Но бывает и такое делаем, наоборот. Говорим малышу: «Ты там в походе смотри, приглядывай за своим Даней». И этот первоклашка так старается – действительно, прямо так серьезно относится к своему поручению отвечать за старшего, – с удовольствием делится своими педагогическими приемами участник боевых действий, а ныне – заботливый и мудрый, но не сюсюкающий воспитатель ребят.
Нам многие советовали: старшие должны заниматься отдельно, младшие отдельно. Но наш руководитель Олег Викторович ответил жестко: нет, разделять не будем. Если старшие пробегут по 10 кругов, то младшим дадим задание пробежать 5 кругов. Но они все выполнят это вместе! Просто каждый свой норматив. То есть у нас принцип в «Барсе» такой: «Один за всех и все за одного!». Крепко и сплоченно.
Конечно, разные ребята приходят. Не все сразу могут, например, правильно кувырок сделать. И вот начинают над таким втихую посмеиваться – хи-хи… Тут же пресекаем: «А ты умел такое делать, когда пришел? Нет? Так вот иди и ему помоги, научи». Начинают подсказывать. Были и такие: не получается кувырок, он сразу в истерику: «Я не умею!» «Умеешь!» «Если не будешь пробовать – не научишься!» «Мы все, бывает, с первого раза не все можем сделать». Ничего, недели через две, смотришь, дело пошло. Или, например, приходит весь ломаный, как циркуль – а через два месяца глядишь: и колесо крутит, и шпагат делает, раскрыл свои возможности. А мы все аплодисментами такого подбадриваем, – рассказывает Наталия Борисовна.
Ребята наши очень походы любят. В походах они у нас живут в палатках. И в этом палаточном лагере приучаем к военной дисциплине. Когда палатки установили – окапываем их, обязательно ночью выставляем часового, через каждый два часа – очередная смена. А также охраняем знамя отряда и макеты орудия. Конечно, в таких походах обязательно участвуют и родители наших ребят, – завершает свой рассказ ведущий педагог ДСПК «Барс» Наталья Хмылко.
Да, вот такие они – даже детские спортивные лагеря и детские клубы воюющего Донбасса. Здесь все максимально приближено к военной обстановке. Как, впрочем, недалеко находится и сам театр военных действий в зоне СВО.
А что думают сами о своем будущем воспитанники свердловского спортивно-десантного клуба?
Например, 13-летняя Даша ответила военкору «КВ» просто:
Хожу в клуб вот уже 5 лет. Мне вначале говорили: «Ты же девочка, пошла бы на танцы лучше». А танцы меня никогда и не привлекали! Я вот с детства такая, шебутная, так что мне здесь прямо в самый раз!
А вот у Даниила Викторовича (именно так серьезно и солидно представился 15-летний паренек) планы более серьезные и основательные. Впрочем, так и должно быть у настоящего мужчины.
Я из соседнего города Краснодон, учусь здесь, в Свердловске, в колледже, занимаюсь спортом около 10 лет (ого! Из своих-то 15). Сейчас ведь идет такое время – война, поэтому хочу продолжить это военное направление нашего клуба. Что мне здесь очень нравится – много внимания и серьезно уделяется начальной военной подготовке, приемам самозащиты, поддержанию здорового организма. Если не получится с карьерой военного, то можно будет подумать тогда о работе в системе МЧС. В любом случае – это всегда взаимовыручка и главное – моя помощь людям, – твердо уверен в своем выборе не по годам возмужавший подросток.
«И главное – моя помощь людям…»
Вот такой он – Донбасс. Край черных шахтерских молний и багряного неба.
Край, где подрастают молодые барсы новой России.
Общественное движение «Золотые Руки Ангела – Татарстан» приглашает к сотрудничеству волонтеров-швей для пошива бандажей раненым в госпиталях, а также пошива изделий из флиса бойцам СВО. Вся информация по ссылке.
Еще больше материалов о поездке в новые регионы России можно прочитать по ссылкам:
Корреспондент «Казанских ведомостей» побывал под Угледаром под аккомпанемент донецких гаубиц
Маршрут Казань – Донбасс: корреспондент «КВ» о поездке с гуманитарной помощью для зоны СВО
Донбасский дневник: Лари оставалось 40 секунд жизни, но его спас армейский жетон
Донбасский дневник: «вагнер» из Казани и 15 минут, чтоб увидеться с мамой
Донбасский дневник: встреча с Натальей Хмылко, повелительницей «Града» и хозяйкой «карандашей»
Донбасский дневник: здесь родилась «Русская весна» — луганский Брест
Донбасский дневник: «Мы ехали, а за нами следом рвались снаряды и мины»
Донбасский дневник: Донецк – город под обстрелом
Донбасский дневник: на СВО едут «возрастные» добровольцы — пригодится если не в бою, то в госпитале