Волонтеры из общественного движения медицинской направленности «Золотые Руки Ангела -Татарстан» тщательно собирали к поездке именно такие препараты, заказывали, разыскивали их на сайтах медорганизаций. Такие медикаменты не купишь в обычных аптеках, это и есть лекарства спецназначения. В них очень нуждаются наши ребята, получившие тяжелые ранения, прошедшие порой через ампутацию конечностей. Сейчас бойцы восстанавливают свои силы в прифронтовых госпиталях Донбасса и такая помощь с «гражданки» им крайне важна.
Вот таким и стал основной, специфический груз нашей казанской автоколонны. Кроме того, конечно, повезли нашим героям и другие, очень полезные там сейчас вещи – термобелье, носки, а также бритвенные станки и многое-многое другое, так необходимое в незатейливом солдатском быту. А поскольку уже надвигалась любимая дата всей мужской части страны – 23 февраля, то в машины загрузили подарки и поздравления от простых казанцев к Дню защитника Отечества. Ну а как же! Этот формальный когда-то «мужской» праздник в феврале прошлого года вдруг обрел самый что ни на есть свой прямой смысл.
Инициатором и организатором поездки выступили казанский предприниматель Алексей и волонтеры движения «Золотые Руки Ангела – Татарстан». Сопровождение и безопасность обеспечивал руководитель проекта «группа А» с позывным «Счастливчик».
Одним из волонтеров этой спецкоманды в предпраздничную поездку на Донбасс отправился и корреспондент «Казанских ведомостей».
Загруженные под завязку
Наш автоколонна из пяти автомобилей выехала из Казани утренним вторником. Патронташ гуманитарного автопоезда оказался собран из разных калибров техники. На место сбора приехали «Газели», внедорожник, легковые автомобили, почти у всех – прицепы. Загружены мы все под завязку. Картонные коробки всех мыслимых размеров плотно упираются в крыши кузовов авто. Путь дальний, почти в полторы тысячи километров до прежней границы России – а ныне до новых областей великой страны. Поэтому надо привезти нашим ребятам на СВО максимум что сможем, отсюда и просевшие под тяжестью груза подвески наших машин.
Ну что, ребята, все готовы? Хлопаем друг друга по плечам: «По-о машинам!» У каждого из 11 человек свое, уже заранее определенное место в экипажах.
О нашей поездке знает НИКТО
У каждого автомобиля – свой скоростной режим. У каждого водителя – свой режим движения. Точный маршрут узнаем лишь перед самой поездкой. До этого – режим полной тишины. Никаких рассказов знакомым о предстоящей поездке.
А вот и объявлен маршрут. О нем можно говорить только теперь, когда мы вернулись домой. Вернулись не все. Без потерь в личном составе не обошлось. 58-летний Олег и отправился специально в поездку, чтобы остаться там. Это и его дело – твердо уверен успешный предприниматель из категории так называемого малого бизнеса. Зарабатывал на перевозках в день от 2 до 5 тысяч рублей, все было в порядке.
Но однажды Олег понял – больше так не может. Не может смотреть в вечерних новостях очередные сводки о бомбежках мирных жителей, о гибели донбасских детей. Ничего, старенькая мама все поймет. А он поедет туда, где будет готов помогать всем, чем сможет – обороняться с автоматом в руках в окопах, рыть эти окопы, пилить бревна для блиндажей. Все, что потребуется его Родине в трудный для нее час.
Но об этом твердом решении Олега мы узнаем позже. Когда, рассаживаясь по автомобилям в луганском Свердловске в дорогу домой, он останется стоять и помашет нам всем на прощанье рукой: «Я остаюсь!». А пока тут, в Казани, молчаливый, сосредоточенный мужчина приветливо здоровается утром со всеми нами и садится на свое место в одной из машин.
О журналистской удаче и товарищах
В экипажах других машин едут родители казанского «вагнера» – повидаться с сыном. Оппа! Какая журналистская удача! Легендарная когорта несокрушимых! Но супружеская пара Ольга и Сергей разводят руками – да мы сами подробностей их службы не знаем, сыну запрещено что-либо рассказывать об этом. А уж тем более журналистам. Да, таковы правила ЧВК «Вагнер».
Еще один участник поездки тоже немногословен. Его цепкий взгляд постоянно мониторит, по-моему, все 360 градусов вокруг. Его позывной говорит о Кавказе. Почему? Операции на Северном Кавказе, Цхинвал 2008 года, недавние события в Казахстане с участием ОДКБ – вот краткий послужной список нашего товарища. В каком подразделении? Ответом – легкая улыбка любопытному. Всю поездку он будет руководить нами, ненавязчиво рекомендуя каждому соблюдать определенные правила безопасности. Рядом с ним сразу становится как-то спокойнее.
А вот Алексей может и рассказать немного о себе. Блестящему выпускнику Казанского музыкального училища уверенно прочили карьеру оперного певца после окончания «консы». Но до врат консерватории Алексей так и не дошел, появились другие приоритеты. «Русская весна» 2014 года стала одной из таких важной точек отсчета в жизни. Именно с этого времени, вот уже почти десяток он постоянно организовывает сбор и доставку гуманитарной помощи на Донбасс.
О графике и трафике
Итак, маршрут известен всей команде и по Горьковскому шоссе мы выдвигаемся на встречу с Донбассом и Луганщиной.
Наш путь выстроен длинной дугой в тысячу с лишним верст: Казань – Ульяновск – Сызрань – Саратов – Камышин – Волгоград – Калач-на-Дону – Гуково – Свердловск Луганской области.
В луганском Свердловске мы должны быть самое позднее в 7 утра 23 февраля. Надо же успеть к собственному празднику-то! Тем более, что в этот день у нас крайне насыщенная программа. Необходимо разгрузиться в местном колледже, принять там участие в праздничной линейке и передать ценный спецгруз Луганскому центральному госпиталю.
Затем, согласно плану поездки, 24-го наша колонна разделяется и мы выезжаем по своим направлениям: часть машин с грузом идет на север – Сватовское направление, часть идет на Угледар.
На трассе Казань – Ульяновск мы еще держимся довольно плотной группой машин, образуя небольшую колонну с интервалами для въезда между нами попутных автомобилей. Но уже в районе Волгограда начинает действовать одно из жестких правил на СВО – рассредоточение. Вижу в зеркале заднего вида, как стремительно мы уходим от следующей за нами «нашей» машины.
Вот она уже маячит в «заднике» где-то далеко, маленькой машинкой с кажущимся теперь игрушечным прицепом. Однако, поскольку мы идем на внедорожнике с сильным движком, наша задача в случае необходимости замкнуть колонну и взять на трос автомобиль, у которого случится поломка. В дальней дороге бывает всякое, поэтому важно заранее расписать обязанности экипажа каждой машины в группе.
Первая большая остановка в Камышине, что в Волгоградской области, дозаправка. Выходим из машин размять ноги, выпить кофе, сходить перед дальней дорожкой в «заведение». Все предупреждены – самовольная остановка в дороге «на туалет» запрещена. Поэтому пользуйтесь моментом, граждане волонтеры. Даже если кто-то особо и не хочет.
А надо выдавить, – настоятельно рекомендует всем Алексей, самый опытный из нас волонтер-«дальнобойщик». Потому как двигаться необходимо максимально быстро, насколько позволяют перегруженные машины и прицепы к ним. График! Так что держим и график и трафик.
О волонтерах расскажут их коробки
Как следует размяв ходьбой свои затекшие было суставы, уставшие от долгой езды, впервые с удивлением обращаю внимание на то, что вокруг нас стоит много машин, возле которых большие группы людей в камуфляжах. Нет, не военные, обычные гражданские. Но вот только эти мужчины сосредоточены, молчаливы, курят, не обмениваясь традиционными шутками или анекдотами.
Пройдя вдоль этого стихийного автопарка на АЗС, вижу, что почти все автомобили разных марок и размеров забиты до отказа картонными коробками, различными упаковками. Такие стоянки на автозаправках близ Камышина в летнее время обычно заполнены машинами отпускников, страждущих домчаться как можно быстрее до заветной черноморской волны. Камышин – волгоградский городок, где сходятся в трассу на юг России многие магистрали из других регионов. «Место встречи изменить нельзя». Цитатой братьев Вайнеров из культового фильма обозначен этот городок, мини-центр отпускников страны.
На следующих автозаправках количество людей в полувоенной форме, выходящих из загруженных не чемоданами машин, становится еще больше. Дыхание близости фронта, зоны проведения специальной военной операции становится все явственнее. Это едут волонтеры СВО.
О «суржике» в названиях и «родине» генерала Армагеддона
Проезжаем Волгоград, вот миновали уже и Калач-на-Дону. А близость зоны СВО заметна становится и по вывескам. Ага, вот и первое кафе с намеком на «украинскость», об этом говорит его название – «Хутор». И такая же приглашающая вывеска «Ласкаво просимо!». Вот он, пошел, суржик – смесь русского языка с украинским. Что занятно, так это следующий населенный пункт после «украинского» кафе. Волгоградский городок, много говорящий своим названием именно сейчас. Суровикино. Оппа!
Но нет, увы, это не родина нашего харизматичного генерала Армагеддона. Сергей Суровикин, ныне заместитель командующего Объединенной группировкой российских войск на Украине, родился в далеком 1966 году не здесь, а за тыщи километров отсюда, в самом центре Сибири, в городе Новосибирске.
География и близость между собой здешних мест невольно приводит к слогану «Ласкаво просимо в Суровикино»! Действительно, добро пожаловать в царство «арты» и огня. Которое вот-вот и скоро и начнется, мы ведь туда и едем. Ну а то, что Армагеддон нравится не всем нашим оппонентам, что ж, это их проблемы.
О двух Россиях
Еще один рывок, еще один перегон и мы – у заветной цели. Вот и «наше» Гуково, завершающая остановка на этом отрезке пути. Здесь кончается Ростовская область и начинается другая российская область – Луганская. Сохранившая свое название – Луганская народная республика. А между ними – своеобразный фильтрационный пункт пропуска, здесь расположен таможенный пункт, пока еще условная пограничная служба и усиленные посты полиции. И конечно, КПП с военнослужащими, сверху донизу укрытыми бронежилетами по максимуму, с автоматами наизготовку.
Для гражданского – картина маслом. Рука журналиста невольно машинально тянется к камере.
Влад! – тихо и жестко ловит меня на невыполненном желании руководитель нашей службы безопасности.
Да, конечно, я знаю – сьемка КПП категорически запрещена. Мало того, что заставят удалить твои красивые кадры с солдатиками в «брониках», еще можешь попасть на многочасовые, многодневные разборки и выяснение подлинности твоей личности и твоей сущности. Ты наш или как? А оно мне надо?
С переходом на КПП в Гуково нам неслыханно повезло. Мы приехали утром и впереди, на досмотр стояло всего несколько машин. Не прошло и получаса, а мы уже стояли на контрольном переходе и протягивали по очереди свои паспорта в окошечко погрантаможслужбы. А ведь, по свидетельству наших товарищей по поездке, бывает так, что стояние в очереди растягивается порой до 12 часов ожидания! Вот так-то! Как говорится, почувствуйте разницу.
Уже на КПП нас встретил пронзительный холодный ветер с равнин Донбасса. Вот тебе и «всего» минус 4! А как будто приличные наши зимние минус 10-15. Влажность воздуха и равнины, где нет преграды вольному донбасскому ветру делают погоду здесь, в прямом и переносном смыслах.
Мы миновали КПП, оглянулись и посмотрели назад – на Россию. Посмотрели вперед – там тоже уже была Россия. Но другая. С другим миром и другими людьми.
Это Донбасс, ребята.
Еще больше материалов о поездке в новые регионы России можно прочитать по ссылкам:
Корреспондент «Казанских ведомостей» побывал под Угледаром под аккомпанемент донецких гаубиц
Донбасский путевой дневник: Лари оставалось 40 секунд жизни, но его спас армейский жетон
Донбасский дневник: «вагнер» из Казани и 15 минут, чтоб увидеться с мамой
Донбасский дневник: встреча с Натальей Хмылко, повелительницей «Града» и хозяйкой «карандашей»
Донбасский дневник: здесь родилась «Русская весна» — луганский Брест
Продолжение следует...