«Выплачивали десятки миллионов!»: кому из фермеров Татарстана «зарезали» компенсации за изъятый скот

В России с 1 марта вступили в силу правила выплаты компенсаций за изъятие скота или продукции животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных. Важное нововведение – владельцу изъятых животных отныне могут отказать в компенсации или ощутимо уменьшить ее размер.

news_top_970_100

«Раньше предприятия думали: «Если возникнет угроза, будет же компенсация». И предприятия годами нарушения не устраняли!» – заявил заместитель начальника Главного управления ветеринарии КМ РТ Габдулхак Мотыгуллин, рассказывая о новом порядке выплаты компенсаций за изъятый скот. Во вступившем с 1 марта 2023 года постановлении Правительства РФ, говорится что владельцу изъятых животных могут отказать в компенсации или ощутимо уменьшить ее размер.

По мнения Мотыгуллина, новые правила будут стимулировать животноводов более ответственно относиться к соблюдению ветеринарного законодательства. А это может сэкономить республике миллионы рублей. За прошлый год размер компенсации фермерам за изъятый скот в Татарстане составила 120 млн рублей.

Кого лишат компенсации – в материале «Казанских ведомостей».

«Одно только КФХ Пашков только в Верхнеуслонском районе получило 62 млн рублей»

Аграриям республики отныне могут не выплачивать компенсации за изъятие скота или продукции животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных. Нововведение действует с 1 марта 2023 года и регулируется законом от 28 июня 2022 года № 222-ФЗ.

По новым правилам после получения заявления от собственника животных о возмещении ущерба местные власти будут направлять запрос в территориальное управление Россельхознадзора. Суть запроса – установить, допускал ли собственник животных нарушения ветеринарного законодательства.

«С 1 марта вступили в силу постановления Правительства Российской Федерации, согласно ему, если есть нарушение биобезопасности предприятия, то за изъятое поголовье при вспышке заболевания компенсация может не выплачивается. Раньше предприятия думали: «Если возникнет угроза, будет же компенсация». И предприятия годами нарушения не устраняли», – рассказал журналистам заместитель начальника Главного управления ветеринарии КМ РТ Габдулхак Мотыгуллин.

Габдулхак Мотыгуллин напомнили о новом порядке выплаты компенсаций за изъятый скот. Вступившее в силу постановление распространяется на всех животных, во всех хозяйствах Татарстана. 

Фото: ©  Султан Исхаков

Воодушевление ветврачей объяснимо – только за один год размер таких компенсаций может превышать сотни миллионов рублей. Размер компенсаций в связи с африканской чумой свиней в 2022 год, со слов Мотыгуллина, составил 120 млн рублей.

«Одно только КФХ Пашков из Верхнеуслонского района получило 62 млн рублей! 120 млн – это очень большая сумма. Все нарушения надо за короткое время устранить», – отметил он.

По его словам, действия постановления распространяются на свиноводческие и птицеводческие хозяйства, а также на предприятия по содержанию крупного рогатого скота и личные подсобные хозяйства.

«Это постановление на все животные, на все хозяйства действуют. Решения об уменьшении или об отказе возмещения принимаются правительством республики для недопущения особо опасных заболеваний внутри своего хозяйства», –  пояснил Мотыгуллин, отметив, что нововведение послужит стимулом для животноводов более ответственно относиться к соблюдению ветеринарного законодательства.

В постановлении определены причины, по которым могут уменьшить размер компенсации:

- неинформирование госветслужбы о заболевании и падеже сельхозживотных;

- отсутствие на сельхозпредприятии зоны для санобработки персонала. Это требование не касается предприятий, где выращивают мясной крупный рогатый скот на пастбищах;

- территория сельхозпредприятия не огорожена;

- утилизация биоотходов проводилась с нарушениями ветправил;

- не проводилась дезинфекция транспорта на въезде;

- использовали транспорт, в котором перевозили больных животных;

- на территорию свинокомплекса заносили пищевые продукты.

«Владельцам не нужна рассчитывать на возмещение убытков, а принимать меры по недопущению распространения особо опасных заболеваний внутри хозяйств», – резюмировал спикер.

«Ящур из Казахстана никуда не делся»

Мотыгуллин назвал ситуацию в мире и России по особо опасным заболеваниям «неспокойной», предупредив татарстанцев об угрозе птичьего гриппа из-за перелетных птиц. В Татарстан завозятся большое количество животных и птицы, через которую может передаваться грипп птиц.

По словам эксперта, угрозу представляют, как водоплавающие, так и обычные голуби, и воробьи.

 Основными переносчиками инфекции является дикие перелетные птицы, которые могут способствовать распространению гриппа на огромные расстояния, особенно дикие утки в период сезонной миграции.

Фото: © Михаил Захаров

«В мире ситуация по гриппу птиц напряженная. Птичий грипп мутирует, болеют даже лисы. Если дикая утка будет контактировать с другими птицами, гусями, то это уже стопроцентно будет заражение высокопатогенного гриппа птиц», — сказал он.

Рассказал он и мерах по борьбе с распространением африканской чумы свиней. Так, в Татарстане с начала года произвели отстрел 1,5 тыс. диких кабанов. Согласно плану, общее количество подлежащих отстрелу животных составляет 5 тыс. особей. Мотыгуллин отметил, что африканской чумой свиней болеют домашние животные и дикие кабаны. Причем основными распространителями инфекции считаются именно кабаны. Смертность данного заболевания, по его словам, составляет до 100%.

 1,5 тыс. особей диких кабанов подвергли отстрелу в Татарстане с начала 2023 года. Общее количество подлежащих отстрелу животных составляет 5 тыс. особей. К такой мере прибегают ради недопущения распространения африканской чумы свиней.

Фото: © Султан Исхаков

«В прошлом году в нашей республике было выявлено 11 очагов [африканской чумы свиней]: в Спасском, Мамадышском, Чистопольском, Рыбно-Слободском, Верхнеуслонском, Пестречинском и Алькеевском районах. Вакцины пока не существует, но наука в этом направлении работает», – сказал он.

Тревожит ветврачей очаг ящура, появившийся в 2021 году в Казахстане.

«Ящур в республике Татарстан был в 60-е годы. Это страшное заболевание, передача воздушно- капельным путем, через загрязненные предметы. От человека к человеку инфекция не передается. Ящур из Казахстана никуда не делся. Это большая угроза для нас», – отметил Мотыгуллин.

Наиболее беспокойным временем для ветврачей он назвал канун праздника Курбан-байрам, когда в республику ввозится большое количество жертвенных животных. По словам Мотыгуллина, перекупы приобретают животных за 3-4 тыс. рублей, в месте реализации их стоимость возрастает до 10 тыс.

«За мою практику ни разу мясного барана она [перекупы] не привозили. Привозят кривых, косых, больных животных в этот период. Этот период очень опасен», – отметил он.

Среди опасных для человека заболеваний Мотыгуллиин также выделил бруцеллез. Им заболевают, как правило животноводы или лица, контактирующие с животными.

«Опухают суставы и эти боли страшные до конца жизни неизлечимы. Смертей не было, у нас в республике только в советское время было оно [заболевание] зарегистрировано. Больше его не было. И ящура в Российской Федерации не было, но проблемы были в прошлые годы в Забайкальском крае. Угроза явная», – сказал он.

Сибирская язва из Чувашии

Оценил Мотыгуллин и опасность распространения в Татарстане сибирской язвы, несколько случаев заболевания которой зарегистрировали в соседней республике Чувашия.

С его слов, весь восприимчивый к сибирской язве скот в республике проходит ежегодную двукратную вакцинацию против этой опасной инфекционной болезни.

«Бояться не надо – у нас в республике все меры [профилактики] предпринимаются, В 30-е, 40-е и 50-е годы сибирская язва в республике была, поэтому мы весь восприимчивый скот против сибирской язвы вакцинируем два раза в год», – сказал он.

По словам Мотыгуллина, ветеринарные врачи республики отследили путь, по которому заболевшее животное могло опасть в Чувашию. С Татарстаном он не связан.

«Шкуру и мясо реализовали цыганам, почему мы отреагировали, подумали, может скот наш. Еще бычком хозяин его взял, было подозрение может в нашу сторону [ведут следы]», – пояснил он.

Специалист напомнил, о существовании нескольких путей заражения человека сибирской язвой.

«У заболевания три формы: легочная –  самая страшная форма. Здесь смертность до 100 %. Вторая – когда человек съедает мясо больного животного. Здесь будет кишечная форма. Как правило с 90% [случаев] –  это кожная форма, при ней смертность до 20%», – сказал он.

news_right_column_240_400