Мало кто знает, но Габдулла Тукай был автором стихотворной рекламы чайной фирмы «Караван»:
В этот час в домах как раз
Закипает самовар…
В каждом чайнике сейчас
Чай от фирмы «Караван»!
Чай был и остается по сей день неотъемлемой и важной частью жизни многих поколений жителей Татарстана. Национально-культурная специфика татарского чаепития изучалась историками, краеведами и просто любителями чая, без чаепития невозможно представить ни одного мало-мальски значимого события.
Так повелось с давних времен. С учетом количества задокументированной информации о случаях кражи чая, наряду с другим имуществом граждан, можно сказать, что этот продукт действительно высоко ценился.
Достоверных данных о том, когда же чай появился в Поволжье, не сохранилось. Считается, что это случилось, когда Золотая Орда завоевывала Великую Булгарию, в XIII веке, но по-настоящему этот напиток закрепился в XVII веке, когда Российская империя наладила торговые связи с Китаем. В начале XVIII века чай в России можно было купить только в Москве, Петербурге и Казани.
Известно, что родина чая - это Китай. По легенде правитель и отец китайской медицины Шень-Нун, живший, по некоторым данным, в 2700 годах до н. э., решил вскипятить воду на костре. Он прилег отдохнуть и не заметил, как в котел упало несколько листьев. Когда вода подогрелась, он выпил ее и почувствовал прилив сил, бодрость и тепло, разливающееся по всему телу.
Существует несколько версий того, когда чай появился на Руси. По одной из них, в 1618 году китайцы привезли чай в подарок царю Михаилу Федоровичу. Он распробовал его и сразу же одобрил торговое сотрудничество между странами. Так началась история чая в России. По другой версии в Россию китайский чай впервые попал в 1638 году. Его привез царю русский посол от монгольского хана в обмен на мех соболей.
Само слово «чай» пришло в русский из тюркских языков, которые, в свою очередь, заимствовали его из северо-китайского языка в той же фонетической форме cha.
Как бы там ни было, чай быстро завоевал популярность. Архивные документы, хранящиеся в ГБУ «Государственный архив Республики Татарстан», свидетельствуют, что к XIX веку в Казани работало уже пять крупных чайных домов и более 20 лавок, где продавали спрессованные плитки из Китая. И если в XVII веке чай был очень дорогим и пили его только в зажиточных семьях, а небогатые люди употребляли его как лекарство или только по праздникам, то к XIX веку чаепитие прочно вошло в татарский быт, а самовар стал едва ли не главным предметом в доме. Этнограф Николай Воробьев писал, если семья продает или закладывает самовар, то это значит, что она дошла до полной нищеты и готова лишиться самого дорогого.
В XX веке чай уже не являлся привилегией обеспеченных слоев населения и стал всенародным напитком, который внес свои особенности в традиции жителей Татарии. Горячий чай с травами, молоком, ягодами - без этого вряд ли обходится хоть одно застолье у любимых бабушки и дедушки. И по сей день чай является ежедневным незаменимым напитком в жизни каждого из нас, ведь он не только прекрасен своим богатым вкусом, но и приносит спокойствие, дарит комфорт и объединяет людей.
Таким образом, распространение чая в Казанской губернии стало частью общего процесса популяризации этого напитка в России в XIX веке. Он перестал быть предметом роскоши и стал частью нашей повседневности, найдя свое заслуженное место в культуре и обычаях местного населения.
С 2019 года существует даже День чая - 21 мая, провозглашенный Генеральной Ассамблеей ООН, но это уже совсем другая и не менее интересная история...
На фотографиях представлены документы из фондов Госархива Республики Татарстан, показывающие популярность чая независимо от смены эпох.
Гульназ ХАМИДУЛЛИНА,
Людмила КУЗНЕЦОВА,
сотрудники ГБУ
«Государственный архив
Республики Татарстан»