Фирдаус Ахтямова играла настоящую татарскую женщину

Она удивила и восхитила многих. В 70 лет сыграла первую свою кинематографическую роль! Причем столь блистательно, что удостоилась сразу нескольких крупных международных премий. Фирдаус Ахтямова – народная артистка Татарстана. 22 февраля этого года ее не стало...

news_top_970_100

Воспоминаниями о знаменитой маме с «КВ» поделилась дочь Фирдаус Каюмовны Айгуль Ахтямова.

...Старая хрущевка на улице Волгоградской. Обычная, ничем не примечательная «двушка» на четвертом этаже. Дверь открыла миловидная, удивительно знакомая девушка. «Мамин взгляд, – улыбнулась Айгуль. – Мне многие об этом говорят».

- Мама любила эту квартиру. 30 лет назад она получила ее от театра, - начинает Айгуль. – До нас в ней жила народная артистка РТ Вера Минкина. Маме нравилось месторасположение дома – центр Московского района, рядом автобусная остановка. 

Радовалась, что скоро откроют станцию метро: «Представляешь, кызым, как быстро и легко можно будет до театра добираться!» Нравилось, что рынок рядом...

- Фирдаус Каюмовна сама ходила туда за продуктами?

- Конечно, ее узнавали, здоровались, говорили теплые слова. Мама не чуралась общения с людьми. Всегда была проста, открыта и приветлива. Она относилась к собственной персоне не то чтобы иронично, а очень спокойно. Ей не нужно было постоянно мелькать на экране и быть в первых рядах. Даже родственники обижались, мол, почему, когда труппа выходит на сцену, ты стоишь где-то сзади?

- Мама рассказывала, как она познакомилась с папой?

- Через родственников и друзей. Оба на тот момент были уже не юными. Вместе они прожили чуть больше 20 лет. 19 лет назад папа умер. Мама больше замуж не выходила.

- Фирдаус Каюмовна была строгой мамой?

- Абсолютно нет! Возможно, потому что я поздний ребенок. Мама родила меня в 40 лет. Не то чтобы родители не хотели ребенка и восемь лет жили только для себя. Просто так время подошло. Мама любила говорить: «Все приходит вовремя к тому, кто умеет ждать». Меня баловали, но не вещами, а любовью и вниманием.

- Некоторые актрисы убеждены, что сцена и семья несовместимы...

- Маме нетрудно было совмещать театр и семью. Они с папой легко относились к быту, многочисленным разъездам и прочим трудностям. Во время гастролей я оставалась с папой. Но по маме, конечно же, очень скучала. Как-то раз ей пришлось задержаться на неделю – сменила заболевшую актрису в другом спектакле. Со мной случилась истерика! Я ведь ждала ее в определенный день, а тут мне сообщают, что придется еще семь дней жить без мамы.

- Можете дать маме оценку как актрисе?

- Она была с очень сильной национальной харизмой. Никогда не мучилась, играя татарскую женщину, потому что была ею. У нее не было главных ролей – все больше второго плана и эпизодические. Но довольно часто мама переключала все внимание зрителя на себя. Причем не нарочно, а такова была сила ее игры. Говорят же, невозможно конкурировать с детьми и животными! С мамой, думаю, так же. С ее органикой конкурировать было сложно.

- Вы могли бы сказать, что мама оставила вам духовное завещание?

- Все, что я брала у нее в течение жизни, это и есть, наверное, духовное завещание. Но жить, как жила мама, очень сложно. В том плане, что она не только говорить, даже думать плохо о людях себе не позволяла. К ней не липли сплетни. Я не знаю людей в театре или где-либо, кто бы говорил о ней плохо. Она всегда была благодарным человеком, оптимистом по натуре. Соглашалась на то, что есть, а не на то, что могло бы быть. Она всегда говорила: «Что ни делается, все к лучшему».

- Запомнился кусочек телевизионного сюжета. Оператор выхватил Фирдаус Каюмовну во время очередного награждения фильма «Бибинур». Она тихонько сидела на краешке кресла, и вид у нее был очень усталый...

- Немудрено. Она же с этим фильмом ездила от Гатчины до Саранска, не говоря уже обо всех районах Татарстана. В 70 лет это непросто.

- Все-таки это был смелый шаг...

- Мама по жизни была решительной и смелой. Конечно, ей тяжело было сниматься. Несмотря на 40-летний опыт работы в театре, в кинематографе-то опыта никакого, это совсем две разные сферы. Театральный опыт при съемке мешал. В фильме нужно жить просто и без наигранности. Нельзя выходить из кадра, а все эмоции показывать сразу после команды «Мотор!» А не как в театре - реплика за репликой. Это адский труд.

- Ее решение совершить хадж удивило вас?

- Нисколько. Она всегда была глубоко верующим человеком. О хадже всю жизнь мечтала. Но хотела, как полагается, совершить паломничество на свои заработанные деньги. Мама очень гордилась тем, что прикоснулась к святыням...

news_right_column_240_400
news_bot_970_100