Фрагменты сложились в единое полотно: мастера Татарстана вышили карту республики

Сегодня в Казани презентовали вышитую карту Татарстана размером 3 на 5 метров. Мастера и организаторы проекта поделились особенностями создания фрагментов, рассказали о техниках вышивки и о символизме изображений.

news_top_970_100

«Каждый фрагмент показывает свою историческую и культурную особенность»

43 района и два городских округа республики создали свои фрагменты карты Татарстана с территориальными, культурно-историческими, природно-географическими особенностями. В создании приняли участие народные и самодеятельные мастера со всей республики.

Проект «Вышитая карта республики Татарстан» стартовал в феврале 2023 года. С тех пор все участники процесса практически 24/7 часа в сутки были на связи с экспертами проекта, которые решали вопросы смыслового наполнения, художественного исполнения и цветового решения.

 Вышитое полотно Татарстана размером 3 на 5 метров

Организаторы проекта – Министерство культуры Республики Татарстан, ГБУ «Таткультресурсцентр». Научный консультант проекта – доктор искусствоведения, заслуженный деятель науки РТ, главный научный сотрудник в АН им. Ш. Марджани Г.Ф. Валеева-Сулейманова; консультант технологии исполнения эскизов, руководитель авторской мастерской «БЮРО БАНУ» – Элара Шайхи.

Партнерами проекта выступили АНО «Центр содействия сохранению исторического и культурного наследия Татнефть-Наследие», Институт истории имени Ш. Марджани Академии наук РТ, Институт татарской энциклопедии и регионоведения АН РТ, Казанский техникум народных художественных промыслов, Национальный музей Республики Татарстан.

За весь период было подготовлено два вышитых полотна размером 3х5, 2х3 метра.

Каждый фрагмент был подготовлен после многочасового труда мастера, прежде чем приступить к эскизам, изучали историю своего края — чем он славится, какой основной вид технологии был распространен на данной локальной территории.

«Мастера узнавали тамбурную технику вышивки, которая считалась утерянной»

Среди вышивальщиц были и те, кто имеет в ремесле большой опыт, а были и те, кто не имел опыта, но имел большое желание внести свой вклад в национальное искусство.

Среди вышивальщиц были и те, кто имел в ремесле вышивания большой опыт, а были и те, кто имел просто большое желание внести свой вклад в общее дело – создания вышитой карты Республики Татарстан.

 Вышивка сделана на водонепроницаемом материале

Как рассказала Элара Шайхи, главный дизайнер и соучредитель бренда «Buro Banu», учитывалась и особенность самого искусства вышивки. Корни техники уходят в древние времена, раньше, чем ярче был украшен дом, тем искуснее считалась его хозяйка. На свадьбу и другие обрядовые торжества вышивались полотенца. В начале 21 века технология начала теряться, поэтому нынешним мастерам пришлось обратиться к музейным экспонатам для ее возрождения. Вся вышивка сделана на водонепроницаемом материале.

«Мы сделали вышивку на водонепроницаемом плотном материале, из-за чего у мастериц были сложности с протыканием иглы. Но мы это сделали, чтобы надолго сохранить работы, лет через 50 это будет очень ценным продуктом. Мастера узнавали тамбурную технику вышивки, которая считалась утерянной», — рассказала Элара Шайхи.

«Работа шла ежедневно, по 12 часов»

Так, на полотне Чистопольского района отображено четыре объекта — два религиозных, это Никольский собор и мечеть «Нур», последняя была построена в 1817 году. Это говорит о том, что народы разного вероисповедания живут уже много лет в мире и согласии. Два других объекта — это часы «Восток», которые отображают часовой завод и газовый счетчик «Бетар», который пользуется большим спросом на рынке России и за ее пределами.

«Когда объявили этот проект, мы в Чистопольском районе объявили конкурс на лучший эскиз. Эскизы посыпались со всех сторон, но победил эскиз молодой художницы из культурного центра „Чистань“», — рассказала Марина Михайловна, ответственная за создание полотна в Чистопольском районе.

 Полотно Чистопольского района

Полотно Алексеевского района полностью выполнена мастерицей Эльвирой Титовой, она работала и над эскизом и вышивкой. Большая часть изображения покрыта русской национальной красной вышивкой. Это связано с тем, что в районе проживает примерно 65% русских.

«В центре полотна – лось, это герб Алексеевского района. За ним полотенце, которое отображает нашу Алексеевскую фабрику художественного ткачества. Небольшие фрагменты узоров кряшенов, мордвы и чувашей тоже нашли место на карте. Мы примерно разделили карту в процентном соотношении. Географически национальности не располагаются таким образом, они перемешаны. Но чтобы узоры читались более ясно и гармонично, мы их разделили. Кропотливая работа над полотном шла три недели» — рассказала Эльвира.

 Полотно Алексеевского района

Работа Рыбно-Слободского района тоже удивила оригинальностью: на полотне изображены три полотенца, которые отображают три этнические группы района — татары, кряшены и русские. Рядом с ними рыба — герб района и волны двух рек — Волги и Камы.

«Рыбная слобода славилась кружевоплетением, ювелирным промыслом и рыболовством, мы это показали в виде наших полотенец — на одном кружево, на другом старинное украшение», — рассказала мастерица Фаттахова Рамзия Сахабутдинова.

Работа Рыбно-Слободского района

Автором эскиза Сабинского района стала Гузель Газизова, преподаватель рисования в музыкальной школе, вышивку в жизнь воплотила вышивальщица Ахметова Расима Галихановна. На полотне изображен герб Сабинского района, старинная мечеть, построенная в 1841 году, музей в селе Сатышево, который был построен в начале ХХ века, раньше он был крупным богословским учебным заведением.

В середине карты — серебряная сережка, Сабинский район славится изготовлением ювелирных изделий из серебра.

Мастерица Ахметова Расима Галихановна тратила на вышивку 12 часов в день, всего на работу ушло примерно три недели.

Полотно Сабинского района

Арский район славится родившимися там народными просветителями, именно поэтому на его полотне изображена книга с вязью, похожей на арабскую.

«Мы показали крепость, с древних времен Арск считался крепостью и национальную обувь — татарские ичиги, потому что в 1970-х годах открывается татарское объединение национальной обуви. Также наше знаменитое медресе, где обучали детей  – это основа образования в нашем районе. Здесь используется три техники – тамбурный шов, ковровая вышивка и гладь. Техники выбраны не случайно, путем анализа музейных образцов», — рассказала Алия Фаздалова, мастерица Арского района.

 Полотно Аркского района

Все части карты соединяют реки Волга и Кама, которые тоже передают глубину в точности, как на топографической карте. Сейчас последние фрагменты сшиваются в единое полотно.

«Вышитая карта Республики Татарстан» будет представлена в дни проведения фестиваля «Возрождение: Эпос в современном прочтении», которая пройдет с 15 по 23 июля в Казани и Болгарах.

news_right_column_240_400