На дорожные пробки и перегруженные транспортные артерии республиканской столицы казанцы привыкли сетовать давно. Проблем у рядовых "безлошадных" горожан хватает. Но замечаем ли мы те положительные изменения, которые пусть не броско, но все-таки происходят в последние годы? Часто ли вдумываемся в суть сложнейших транспортных проблем столицы? О своем видении ситуации, планах городских властей на ближайшее будущее рассказывает депутат Казанского Совета, председатель столичного комитета по транспорту и связи Шамиль Гильманов:
- Всего два года назад работу городского пассажирского транспорта можно было откровенно оценить жирным "неудом". Изношенный подвижной состав захлебывался в возрастающем потоке пассажиров, толпы людей скапливались на остановках, техническое состояние значительной части парка оценивалось как неудовлетворительное. Все это вызывало справедливые нарекания казанцев. Да и городская экономика несла серьезные потери.
Проблему нужно было решать кардинально. Мы приступили к выполнению этой непростой задачи. По сути, работа еще только в самом начале. Но и за прошедший короткий срок жители города почувствовали, что транспорт заработал ритмичнее, а передвигаться по казанским магистралям стало комфортнее и быстрее. Увеличилась маршрутная сеть, обновился подвижной состав, появились новые альтернативные виды транспорта.
В прошлом году пассажирским транспортом Казани было перевезено 637 миллионов человек, что почти на 12 процентов выше уровня 2001 года. По-прежнему основную долю горожан (52 процента) обслуживают предприятия горэлектротранспорта. 48 процентов казанцев пользовались услугами автобусов, из них 16 процентов - машинами частных перевозчиков. Протяженность автобусных линий увеличилась в 1,1 раза, на 3,4 процента выросла длина трамвайных и троллейбусных маршрутов. Что особенно важно, продолжается качественное укрепление транспортных артерий города: в минувшем году открыт кольцевой троллейбусный маршрут ?17, созданы 24 новых автобусных маршрута. Из них 10 - муниципальными предприятиями, 14 - частными предпринимателями.
Удалось ускорить и процесс обновления парка муниципальных транспортных предприятий. В прошлом году приобретено 45 автобусов большой вместимости марок "НефАЗ" и "СканТат", 10 троллейбусов и 19 трамвайных вагонов, в том числе 10 - марки "Спектр-1", имеющих повышенные потребительские и технические характеристики. За счет этого удалось сократить износ подвижного состава. Но, к сожалению, он по-прежнему остается высоким: 57 процентов - по автобусному парку, 66,7 процента - по трамваям и 82 - по троллейбусам.
Впрочем, казанцы все же почувствовали уменьшение тесноты в пассажирских салонах и большую ритмичность движения, возросшее качество работы транспортных бригад - в минувшем году количество жалоб и обращений от населения по вопросам транспортного обслуживания сократилось вдвое. Особенно заметные положительные сдвиги произошли в горэлектротранспорте. Работа крупнейшего перевозчика столицы республики стабилизируется на фоне резкого снижения количества трамваев и троллейбусов во многих городах России, сокращения маршрутной электросети. Однако в Казани, несмотря на бурное развитие автобусного транспорта, значение городского электротранспорта ничуть не уменьшилось. Отмечу только, что на его долю приходится более 60 процентов социально значимых перевозок населения. Это наиболее пассажировместимый, стабильный и экологически чистый вид транспорта.
Одновременно с обновлением подвижного состава активизируется и реконструкция трамвайных путей, ремонт контактной сети. Только в минувшем году реконструировано 2,1 километра и заменено 54 с лишним километра рельсов, 84 аварийные опоры, переведены на радиотелеуправление 10 тяговых подстанций. Проведена и реорганизация системы управления отраслью, ликвидирована 4-месячная задолженность по заработной плате, вдвое сократился объем кредиторской задолженности, на работу принято 630 кондукторов.
Эти меры принесли и первые результаты: в 2002 году доходы пассажирских транспортных предприятий увеличились по сравнению с 2001 годом в 1,3 раза и составили 332 миллиона рублей. По автотранспорту они возросли в 1,25 раза, по электротранспорту - в 1,4. Рост рентабельности позволил увеличить и заработную плату: в минувшем году она увеличилась в 1,4 раза и достигла в среднем 3592 рублей. К сожалению, оплата тяжелого труда казанских транспортников по-прежнему значительно ниже общегородских и общеотраслевых показателей. Усугубляет ситуацию и тенденция к постоянному увеличению числа пассажиров-льготников. Да и увеличение доходов в затратах на содержание транспорта частично связано со снижением финансирования ремонта и технического обслуживания транспортного парка.
Жизнь, впрочем, не стоит на месте и ставит все более сложные задачи. В условиях резкого увеличения подвижного состава особо актуальной становится модернизация диспетчерских служб на основе использования радионавигационных и телекоммуникационных технологий. Внедрение автоматизированной системы управления пассажирским транспортом уже началось, и Казань стала первым из городов-миллионников России, приступивших к реализации такого масштабного проекта. В минувшем году произведена замена программно-вычислительного комплекса, приобретены цифровые карты городских маршрутов, осуществлен монтаж кабельной системы, линий связи, мини-АТС.
Повторюсь: масштабная модернизация разветвленного транспортного хозяйства столицы в самом начале. Впереди масса задач. Мы хотим, чтобы пассажиры в салонах всегда чувствовали себя комфортно и не поглядывали бы с тревогой на стрелки часов: не опаздывают ли они по срочным делам? Транспорт должен стать максимально безопасным и быстрым. Для этого необходимо провести комплексную оптимизацию маршрутной сети на основе разработки новой редакции Комплексной транспортной схемы Казани, дополнительного изучения пассажиропотоков. Не менее важна и активизация работ по созданию радионавигационной и телекоммуникационной автоматизированной системы управления, что позволит усилить контроль за транспортными потоками и безопасностью движения.
Особое значение придается развитию троллейбусной сети Казани. В нынешнем году продолжится прокладка линий по улицам Чуйкова и Адоратского, от Советской площади до Азино-2, маршрута по улицам Чистопольской, Амирхана до проспекта Ямашева, строительство нового депо в Советском районе.
В структуре автопассажирских перевозок должно быть увеличено количество автобусов большой и особо большой вместимости на социально значимых маршрутах, в то же время чаще и активнее будут использоваться автобусы малой вместимости. Для горэлектротранспорта в приоритетном порядке будут приобретаться трамваи и троллейбусы с улучшенными потребительскими и техническими характеристиками.
Все это потребует значительных вложений в развитие инфраструктуры. Одних трамвайных путей должно быть реконструировано не меньше 17,94 километра, отремонтировано 60 километров контактной сети. Планируем построить две новые тяговые подстанции.
В нынешнем году должна быть полностью внедрена конкурсная система заключения договоров на оказание услуг по автобусным перевозкам, возобновлено финансирование капитального ремонта троллейбусов на КАПО им. Горбунова. Не меньшее внимание будет уделяться и повышению социального статуса работников отрасли - в перспективах нынешнего года увеличить среднюю зарплату транспортников до среднего по Казани уровня.
Планы у нас масштабные, и от того, насколько быстро и эффективно удастся их реализовать, в конечном счете зависит хорошее самочувствие и настроение наших пассажиров. Уверен, вскоре казанцы ощутят конкретные перемены к лучшему. Транспортные артерии города станут чище, а пассажиропотоки потекут по ним куда быстрее.
Подготовил Дмитрий ВИШНЕВСКИЙ.