Как много мы пели в 70-е и 80-е годы! Как много пели наши родители! С песней действительно жили, строили, переживали трудности и горести. Песни украшали наш нехитрый быт, однообразные трудовые будни, приобщали к высокому, поддерживали неразрывную связь поколений.
Потому, когда я прочитала в «КВ» о мероприятии, организованном нацмузеем «Споемте, друзья!», то помчалась туда, несмотря на хмурый день и снежную хлябь под ногами. Хорошо, что перед этим позвонила по указанному в газете телефону - в этот день любителей пения ждали в Доме-музее Салиха Сайдашева. Музыкальный музей с уютным залом, где есть рояль и фортепиано, - самое место для того, чтобы ежемесячная спевка, которая уже год проходит в зале нацмузея, превратилась в Клуб любителей песен и пения.
- Сегодня будет Тамара Миансарова, - сообщают постоянным участникам организаторы.
Меня же, непосвященную, это сообщение повергло в легкий шок. «Неужели сама Миансарова?» - думаю. Тамара Миансарова - популярная артистка эстрады с замечательным лирическим сопрано, была популярна в 60-е годы прошлого века, как Алла Пугачева в 80-е и 90-е. Она первая завоевала международные премии на фестивале песни в Сопоте. Была первой исполнительницей популярных в те годы шлягеров «Черный кот», «Летка-енка», «Кукла», «Рыжик». И хотя выросла в музыкальной семье, путь ее на эстраду был тернист. Для неизвестной певицы композиторы песен не писали. Тогда она находила для себя подходящие зарубежные песни, переводила и пела. Потом на нашей эстраде с ее подачи звучали «Бабушка, научи танцевать чарльстон», мелодии рок-н-ролла и твиста.
Строгая цензура боролась с этим, но песни были так красивы и любимы народом, что сметали все преграды. А потом к ней пришел успех - она спела свой знаменитый «Солнечный круг». И ей, советской артистке, стоя аплодировал Запад. «Тише, солдат, слышишь, солдат, люди пугаются взрывов...» - эти бессмертные слова Миансарова прочувствовала, как говорится, на собственной шкуре, когда беженцами они с мамой покидали Минск.
После успеха и популярности Тамара оказалась в опале, на 18 лет отлучили ее от московской эстрады. Она не ответила на откровенные притязания одного из чиновников культуры. Миансарова уехала в Украину, в Донецк, где ей дали место в филармонии и где у нее был свой благодарный зритель. Горняки трижды награждали ее орденом Шахтерской Славы. И она «давала стране угля!» Колесила с гастролями по всей стране, пела в клубах, дворцах культуры, на подмостках в цехах и на полевых станах. И лишь в 60 лет снова была обласкана уже новой властью, получив звание народной и звезду со своим именем на Мраморной дорожке возле Москонцерта. Но не было тогда и нет в ней сейчас ничего от звездности современных эстрадных див. Тамара все так же продолжает учить молодых, переживает за них, не любит позировать перед фотообъективами. Имеет сейчас троих внуков.
Обо всем этом мы, сидевшие в полусумраке зала, узнали от научного сотрудника нацмузея и организатора этого мероприятия Эльвиры Низамутдиновой. Хочется добавить: от подвижника музейного дела и просветителя. Она не только накопала в интернете все о Тамаре Миансаровой, но и рассказала о певице так, как будто бы с нами оказалась сама известная артистка эстрады. Свой рассказ Эльвира Шамильевна перемежала караоке с песнями Тамары Миансаровой. А мы подпевали, с удовольствием вспоминая забытые слова. Три часа пролетели незаметно. И небо казалось уже не таким хмурым, и на душе было светло.