- Ирина, откуда такая любовь к меху? Работать с ним непросто...- Не спорю, мех – очень капризный материал. Но сложностей я никогда не боялась. А работать с мехом начала еще во Всесоюзном институте ассортимента изделий легкой промышленности и культуры одежды. Однажды мы приехали в Киров на знаменитую меховую фабрику «Белка». Там я и увидела горы меха! Красота материала просто поразила. Представьте, что можно чувствовать, когда перед тобой лежит 60 видов (!) меха. С этого момента, можно сказать, моя душа осталась в меховой промышленности. Конечно, я занималась и обувью, и трикотажем, и шерстяными, и шелковыми тканями. Но мех привлекал все больше. Некоторым не хватает терпения, они не выдерживают и уходят. Другие остаются на всю жизнь.
- А как вы относитесь к декорированию и окрашиванию меха?- Отлично! Более того, я была одной из первых в 70-м году в России, покрасивших меха в фантазийные цвета. Когда работаю с мехом, на 90 процентов исхожу из нужд промышленности и потребителя. Вот лежит гора меха, кажется, что все шкурки одинаковые. А начинаешь их прикладывать друг к другу и сразу замечаешь разницу. Конечно, сторонники классического меха выступили против этой задумки. Но я настояла на своем. Помню, в первый раз покрасили шкурки кролика, потом занялись овчиной. Не люблю я сидеть на месте. Такая по характеру: чем сложнее лабиринт и труднее найти выход, тем для меня интереснее.
- Иногда смотришь на шубки и трудно понять, что это за мех? Почему многие дизайнеры доводят мех до состояния хлопчатобумажной ткани? - Это зарубежная практика. Я этого не понимаю и не признаю. Именно поэтому молодым дизайнерам, которые приходят в эту область, всегда говорю: природа все создала, ваша задача – не испортить. Если работаешь с мехом, нужно создавать такое изделие, увидев которое даже за километр, можно с уверенностью сказать – это натуральный мех.
- Вы первой в мировой практике внедрили новаторскую идею покрывать мех золотом и другими металлами. Как возникла такая идея?- Это действительно открытие. Идею удалось воплотить в жизнь четыре года назад. А появилась она лет 20 назад во времена перестройки, когда многие наши ученые оказались безработными. Как-то мне позвонил один знакомый физик и предложил аппарат, на котором можно изменить цвет изделия. Сначала мы пробовали это делать на пуговицах. На отлитые пуговицы наносили различные металлы. А потом проделали опыт на шкурках. Поскольку в моем окружении в основном ученые, академики и физики, я нашла поддержку в их лице. Мы стали искать людей, которые бы загорелись этой идеей. Такие ученые нашлись. И на приборах, которые они использовали для космических исследований, сделали покрытие изделия золотом по нанотехнологиям. Все барьеры мы прошли успешно. Потом стали покрывать мех не только золотом, но и серебром и другими металлами. Очень красиво смотрится, просто невероятно! Все это оформили как изобретение. Когда я показала коллекцию во Франкфурте и Милане, специалисты определили идею сенсацией XXI века.
- Вы частый гость в нашем городе, чем вас привлекает Казань?- С меховым объединением «Мелита» меня связывает тесная творческая работа с 1968 года. Сколько за это время внедрено моделей! Сколько моделей получили медали на различных конкурсах! На предприятии работают высококвалифицированные специалисты: и скорняки, и портные. Те специалисты, которых у нас, к сожалению, очень мало. А еще здесь творческие и душевные люди. Они готовы взяться за любую мою идею. Пробуют и доводят до ума. Работать с ними – одно удовольствие.
- Нехватка специалистов в меховой промышленности – проблема только России?- Это мировая проблема. Печально, что наш рынок заполнен иностранными товарами. Это не вина наших предприятий, а скорее беда. Много специалистов из меховой промышленности, уникальных скорняков оказались безработными. А учебных заведений, которые готовили бы скорняков, нет вообще. Существует большая проблема нехватки высококвалифицированных специалистов.
- Долго вынашивая идею создания музея меха, вы не раз обращались в различные советы, союзы и товарищества с просьбой о содействии...- Печально и обидно, что в нашей стране, где развита меховая промышленность, все еще не создан такой музей.
- Где, по вашему мнению, он должен разместиться?- Там, где больше всего развита меховая промышленность. В Казани вполне можно открыть такой музей. Главное, чтобы руководство поддержало эту идею.
- Многих интересует вопрос: какие тенденции ожидаются в меховой моде?- Сегодня в мировой моде нет единого направления. Каждый может формировать свой образ по-своему. Но особой популярностью в последнее время пользуется длинноволосая пушнина: соболь, енот, лиса, песец. Думаю, приобретя такую шубку, вы не прогадаете.
- А как вы относитесь к декорированию и окрашиванию меха?- Отлично! Более того, я была одной из первых в 70-м году в России, покрасивших меха в фантазийные цвета. Когда работаю с мехом, на 90 процентов исхожу из нужд промышленности и потребителя. Вот лежит гора меха, кажется, что все шкурки одинаковые. А начинаешь их прикладывать друг к другу и сразу замечаешь разницу. Конечно, сторонники классического меха выступили против этой задумки. Но я настояла на своем. Помню, в первый раз покрасили шкурки кролика, потом занялись овчиной. Не люблю я сидеть на месте. Такая по характеру: чем сложнее лабиринт и труднее найти выход, тем для меня интереснее.
- Иногда смотришь на шубки и трудно понять, что это за мех? Почему многие дизайнеры доводят мех до состояния хлопчатобумажной ткани? - Это зарубежная практика. Я этого не понимаю и не признаю. Именно поэтому молодым дизайнерам, которые приходят в эту область, всегда говорю: природа все создала, ваша задача – не испортить. Если работаешь с мехом, нужно создавать такое изделие, увидев которое даже за километр, можно с уверенностью сказать – это натуральный мех.
- Вы первой в мировой практике внедрили новаторскую идею покрывать мех золотом и другими металлами. Как возникла такая идея?- Это действительно открытие. Идею удалось воплотить в жизнь четыре года назад. А появилась она лет 20 назад во времена перестройки, когда многие наши ученые оказались безработными. Как-то мне позвонил один знакомый физик и предложил аппарат, на котором можно изменить цвет изделия. Сначала мы пробовали это делать на пуговицах. На отлитые пуговицы наносили различные металлы. А потом проделали опыт на шкурках. Поскольку в моем окружении в основном ученые, академики и физики, я нашла поддержку в их лице. Мы стали искать людей, которые бы загорелись этой идеей. Такие ученые нашлись. И на приборах, которые они использовали для космических исследований, сделали покрытие изделия золотом по нанотехнологиям. Все барьеры мы прошли успешно. Потом стали покрывать мех не только золотом, но и серебром и другими металлами. Очень красиво смотрится, просто невероятно! Все это оформили как изобретение. Когда я показала коллекцию во Франкфурте и Милане, специалисты определили идею сенсацией XXI века.
- Вы частый гость в нашем городе, чем вас привлекает Казань?- С меховым объединением «Мелита» меня связывает тесная творческая работа с 1968 года. Сколько за это время внедрено моделей! Сколько моделей получили медали на различных конкурсах! На предприятии работают высококвалифицированные специалисты: и скорняки, и портные. Те специалисты, которых у нас, к сожалению, очень мало. А еще здесь творческие и душевные люди. Они готовы взяться за любую мою идею. Пробуют и доводят до ума. Работать с ними – одно удовольствие.
- Нехватка специалистов в меховой промышленности – проблема только России?- Это мировая проблема. Печально, что наш рынок заполнен иностранными товарами. Это не вина наших предприятий, а скорее беда. Много специалистов из меховой промышленности, уникальных скорняков оказались безработными. А учебных заведений, которые готовили бы скорняков, нет вообще. Существует большая проблема нехватки высококвалифицированных специалистов.
- Долго вынашивая идею создания музея меха, вы не раз обращались в различные советы, союзы и товарищества с просьбой о содействии...- Печально и обидно, что в нашей стране, где развита меховая промышленность, все еще не создан такой музей.
- Где, по вашему мнению, он должен разместиться?- Там, где больше всего развита меховая промышленность. В Казани вполне можно открыть такой музей. Главное, чтобы руководство поддержало эту идею.
- Многих интересует вопрос: какие тенденции ожидаются в меховой моде?- Сегодня в мировой моде нет единого направления. Каждый может формировать свой образ по-своему. Но особой популярностью в последнее время пользуется длинноволосая пушнина: соболь, енот, лиса, песец. Думаю, приобретя такую шубку, вы не прогадаете.