Исчезнут ли трамваи с казанских улиц?

Несмотря на жесткую конкуренцию, возникшую в последние годы на казанском рынке транспортных услуг, МУП «Казгорэлектротранс» по-прежнему осуществляет более 60 процентов пассажирских перевозок, а трамваями и троллейбусами ежегодно пользуются 80 миллионов горожан и гостей столицы Татарстана.

news_top_970_100

В моей жизни с ними тоже связано много хорошего, доброго и светлого. Помню, в детстве мы - пацаны, лихо раскатывали на подножках деревянных вагончиков в Адмиралтейской слободе или прицеплялись сзади к троллейбусам, разворачивавшимся в ту пору возле «горелой школы». Никогда не забуду, как однажды меня застукала за этим занятием кондукторша и не поленилась притащить за ухо на «растерзание» к родителям. Позже трамваи и троллейбусы исправно возили меня в школу, на работу, в институт. Также в трамвае, правда, уже не деревянном, а железном, я добирался домой с вокзала, приехав на дембель из армии...

Трамвай и троллейбус во все времена были одной из визитных карточек моего родного города. «Слушай, а у вас там трамваи и троллейбусы имеются?» - спрашивали меня знакомые из других крупных городов. И, услышав положительный ответ, уважительно кивали: значит, Казань - город немаленький!

Шло время. Кондукторов сменили железные кассы самообслуживания, а затем компостеры. Менялся и подвижной состав, появлялись новые маршруты, город приобретал новые комфортабельные троллейбусы и трамваи, начиненные электроникой. Потом опять появились кондукторы: время перемен в экономике потребовало вернуться к этой форме обслуживания пассажиров. На предприятии ввели режим жесточайшей экономии финансовых средств, двухсменный режим работы и сняли с маршрутов все двойные вагоны. Кроме того, тут внедрили двухуровневую автоматизированную систему управления, приступили к внедрению автоматизированной системы радиотелеуправления тяговыми подстанциями, планируют начать внедрение навигационной системы контроля за подвижным составом.

Словом, на предприятии «Казгорэлектротранс» состоялась настоящая революция, которая привела к подъему производства и росту доходов. За пять лет они выросли с 88,5 миллиона рублей до 367 миллионов! А среднемесячная зарплата увеличилась с 2303 до 5800 рублей. Все последние годы предприятие работало стабильно, у людей появилась уверенность в завтрашнем дне. И тут вышел пресловутый закон ФЗ №122, отнявший у электротранспортников не только пассажиров, но и дотации на льготников, составлявших львиную долю всех перевозок. К тому же в связи с подготовкой к 1000-летию столицы Татарстана финансовые потоки на поддержку планово-убыточного предприятия, каковым является пассажирский транспорт во всем мире, вообще прекратились.

- С начала этого года мы оказались в тяжелейшем положении, - говорит заместитель генерального директора МУП «Казгорэлектротранс» Ольга Кирилова. - Нам не дают ни копейки дотаций, к тому же с 1 января отменили льготы по налогам на землю и арендной плате. Результат не замедлил сказаться: кредиторская задолженность 193 миллиона рублей. У нас нет средств на развитие подвижного состава, ремонт и замену путей, контактных линий. Но самое страшное - начали увольняться квалифицированные специалисты...

Выход из создавшегося положения руководство предприятия видит в возобновлении финансовой поддержки городского пассажирского транспорта, который без нее просто погибнет. Надо непременно найти разумное решение, которое не позволит загубить старейшее предприятие городского электротранспорта, ведь сегодня им пользуются больше половины горожан и все социально незащищенные слои населения.

Думается, что в связи с известными трудностями переходного периода муниципальной реформы эта помощь могла бы носить не только материальный характер. Почему бы, например, депутатам КСНД не освободить трамвайщиков и троллейбусников от налогов на землю и имущество, как это сделано во многих других городах-миллионниках: Москве, Нижнем Новгороде, Волгограде, Новосибирске, Омске, Самаре? Кстати, ни в одном из российских городов, население которых составляет миллион и более жителей (а всего таких 13), местные власти не отказались от дотаций своим предприятиям горэлектротранспорта, как это сделали в Казани.

Хочется надеяться, что все же найдется возможность, чтобы самый экологически чистый и социальный вид транспорта продолжал радовать нас своим ежедневным появлением на многочисленных маршрутах. А его преданными пассажирами будут еще многие и многие поколения жителей древней Казани.

 

Владимир МУЗЫЧЕНКО

news_right_column_240_400
news_bot_970_100