Арт-резиденция «Созвездие-Йолдызлык» с первых дней существования заявила о себе как о новой значимой точке культуры в Казани. Теперь на карте города в Кировском районе есть свой театр. О серьезности намерений творческого коллектива можно судить по теме премьерного для Арт-резиденции спектакля – судьбы репрессированных поэтов собраны в единый образ Хасана Туфана в постановке Рашида Загидуллина «Свет далекой звезды».
Роль поэта, безвинного проведшего 16 лет в сталинских лагерях, исполнил Искандер Нуризянов, известный многим казанцам по постановкам «Мсье Ибрагим», «Гамлет. Play» и другим работам в «Театре на Булаке».
Лауреат фестивального движения «Созвездие-Йолдызлык», актер и режиссер рассказал «Казанским ведомостям», что сегодня происходит на самой молодой культурной площадке Казани, о своем участии в новой премьере и о дальнейшей жизни спектакля о Хасане Туфане.
Как «Кукольные сновидения» привели в ГИТИС
Арт-резиденция «Созвездие-Йолдызлык» – самая новая в Казани и единственная в Кировском районе культурная площадка. Соответственно, и коллектив здесь очень молодой. Как вы пришли сюда?
– Я закончил Казанское театральное училище, курс Рустама Муллануровича Фаткуллина. Раз в четыре года он набирает эстрадную группу, в которой я и отучился – помимо драматического искусства у нас есть и дополнительные предметы: акробатика, жонглирование, музыкальные занятия, мы изучали пантомиму, оригинальный жанр, клоунаду. Там и родился наш хореографический номер с однокурсницей Альбиной Юсуповой. Сейчас она, кстати, актриса театра «Сатирикон».
Но мой рассказ начинается весной 2009 года, когда мы участвовали в фестивале «Созвездие-Йолдызлык». Во втором туре надо было представить совершенно новую работу. И она родилась – всего за ночь! Это уже был больше пластический номер «Кукольные сновидения». Тут нам снова помог наш преподаватель. Нас отобрали на гала-концерт – мы стали победителями в номинации «Хореография». Тут нас и приметил Михаил Борисович Борисов, председатель жюри, завкафедрой эстрадного факультета ГИТИСа. Большим счастьем было для нас последующее прослушивание у него, а затем – поступление и учеба в ГИТИСе.
Тогда мы даже не знали, что выпускники «Созвездия» имеют такие большие возможности, было просто счастьем и удачей просто участвовать. Учился в Москве я заочно, параллельно заканчивая театральное училище. Дипломные работы в Казани мы представляли на сцене только открывшегося молодежного «Театра на Булаке», где и осел в итоге костяк нашего выпуска. Я оставался там до 2016 года, при этом активно участвуя в жизни фестивального движения, ездил педагогом-воспитателем на все творческие смены в Сосновый Бор зимой и в Крым летом.
Режиссер в главной роли
Будучи педагогом, сами вы уже не выступали, но, наверное, очень хотелось вновь выйти на сцену?
– Конечно, очень хотелось! Но у меня не было в базе номера, который вошел бы в формат концертов. Да, за кулисами было много забот, без дела не оставался. Так что большим счастьем для нас, выпускников «Созвездия» было открытие Арт-резиденции – огромная благодарность от меня лично и от всех нас президенту Татарстана Рустаму Нургалиевичу Минниханову за наш театр. Очень важно, что мы находим понимание и поддержку со стороны руководства республики! Мы снова все вернулись под крыло фестиваля, чтобы создать новый театр. Генеральный продюсер фестивального движения «Созвездие-Йолдызлык» Дмитрий Александрович Туманов не устает открывать и продвигать таланты в Татарстане, оставаясь и здесь, в Арт-резиденцией нашей опорой и Учителем.
Почему именно жизнь Хасана Туфана стала первой темой исследования Арт-резиденции?
– Идея принадлежит нашему руководителю Дмитрию Туманову. Его отец, известный художник Александр Туманов, когда-то занимался иллюстрированием книги стихов Хасана Туфана, много общался с поэтом при жизни, их связывала творческая дружба.
Большую роль в рождении пьесы-притчи стало посещение дома-музея поэта в Аксубаевском районе Татарстана, атмосфера этого места и общение с сотрудниками произвели неизгладимое впечатление. Все это позволило появиться особому взгляду в постановке – это именно притча, театрализованная легенда.
В спектакле «Свет далекой звезды» вы выступаете как актер. Вам, уже самому начинающему режиссеру, трудно ли подчинятся требованиям другого постановщика?
– Совсем нет. Когда есть человек, который тебя ведет, проще отдаться его режиссерскому видению и замыслу. Надо всегда разделять свои задачи. Мне повезло, я за свой небольшой творческий путь сталкивался с разными режиссерами, и я наработал правила – не тащить оголтело свои правила, а всегда прислушиваться к мнению автора, руководителя постановки.
«Утонуть в роли не дают «якоря»
В Арт-резиденции упор делается на русскую драматическую школу, а значит, вам нужно не просто заучить роль, но вжиться в своего героя. Насколько это было трудно? В спектакле «Свет далекой звезды» – это не только жизнь Хасана Туфана, но и собирательный образ всех репрессированный татарских творцов.
– Я дотошно изучил биографию Хасана Туфана, смотрел документальные фильмы о нем, рассказы его современников. Даже записи на радио и видеофрагменты самого поэта сохранились. Так, слушая и читая, представляя его переживания и самому проживая чувства поэта, мы вместе с режиссером Рашидом Загидуллиным смогли заложить фундамент роли.
Примеряя чужую жизнь, особенно такую трудную и сложную, вы как бы впускаете ее в свою. Она не может не отразится на ваших жизненных обстоятельствах. В воспоминаниях Георгия Тараторкина о том, как он готовился к роли Раскольникова, актер признавался, что чуть не сошел с ума. Переживая те страшные 16 лет жизни в ГУЛАГе Хасана Туфана, как вам удалось передать страдания героя, но самому в них не уйти с головой?
– Полностью избежать этого нельзя, все откладывается во время репетиций, которые шли более трех месяцев, внутри тебя. Отстраниться не получается – просто выйти из театра и вместе с костюмом снять с себя прожитое. Однако всегда следует помнить, где твой герой, а где ты сам. У меня есть некие «якоря», которые не дают уйти чрезмерно в состояние, которое приходится играть, – семья, друзья. Надо уметь выходить из роли вовремя.
Трагедия одной семьи
У вас есть любимое место в спектакле, слова, которые особенно отзываются в сердце?
– Да, это вся поэтическая часть роли. У меня не было опыта работы в стихотворной постановке. Это так тонко – вот идет прозаический текст, а из него внезапно начинают рождаться стихи. Не когда «Дамы и господа, сейчас я прочту стихотворение», а когда поэзия рождается как бы на глазах у зрителя, плавно перетекая из обычной речи в биение рифм. Вот, пожалуй, что было самым сложным и одновременно ценным открытием для меня.
По-новому в контексте спектакля для меня раскрылись строчки поэты «Кайсыгызның кулы җылы?», которые мы читали в школе. Теперь я почувствовал в них небывалую лирику, что-то надрывно-трогательное и сокровенное: «Я горькой научен долей не выть и от жгучей боли. Чем сердце мне перевязать? Рукав оторвать мне, что ли?»
Работая над ролью, насколько глубоко вы погрузились в тему репрессий? Что при этом чувствовали?
– В Татарии почти каждая семья пострадала от произвола, так случилось и в нашей. Изучая историю нашей деревни Кулле-Кими Атнинского района, где жила мама, я знал, что ее деда, моего прадеда, Сибгата бабая тоже посадили по доносу. Он был директором первого медресе в деревне, инициатором обучения девочек в ней – большим человеком был. Его забрали в 1937 году по доносу, как потом выяснили, племянника. Об этом знали все, мы только нашли документальные подтверждения в архивах силового ведомства.
Репрессированный дед не вернулся в деревню, он, отсидев 10 лет в Коми, так и сгинул на просторах севера… Найти его могилу мы пытались, но безуспешно. Только позже уже с детьми доносчика наша семья начала общаться, поскольку понимали, каким образом из него выбито ложное признание, донос на дядю – под пытками. Изучая дело Хасана Туфана, я находил много параллелей, однако, к чести поэта, пытки не склонили его, он никого из близких, коллег и соратников не оклеветал. Удивительно, как он при своей тонкой душевной организации смог выстоять. Ему в итоге сняли приказ о расстреле в последний момент, когда он уже стоял у стены и пистолет уже был занесен.
Невероятно трогает история супруги Туфана Луизы, которая ждала его 16 лет, сдавала кровь, чтобы отправить на эти деньги посылку мужу. Сама же она осталась без работы и своего жилья. К сожалению, супруга она не дождалась, скончалась от жизненных лишений. В работе над ролью именно от этой темы преданности и любви мне и хотелось отталкиваться.
От смешного до великого…
Премьера спектакля прошла на русском, будет ли он сыгран и на татарском языке?
– Обязательно, мы сейчас готовим татарскую версию. Изначально сделали спектакль на русском языке для большей популяризации творчества поэта, более широкого охвата аудитории. 18 февраля мы вновь повторим спектакль в Казани, а затем отправимся с ним с гастролями по городам Татарстана. Первыми будут Чистополь и Мамадыш.
Что сегодня происходит в Арт-резиденции?
– Самая активная подготовка к премьере. В День влюбленных, 14 февраля, мы представим спектакль по пьесе Лопе де Вега «Изобретательная влюбленная», там я играю Фернандо, слугу главного героя, который всячески помогает ему обрести любовь, наставляет и поддерживает его.
Вам придется кардинально переключиться с роли на роль – из трагедии к комедии, из героя трагического в персонажа более забавного. Причем, если один спектакль идет 14 февраля, другой через четыре дня. Какие актерские инструменты для перевоплощения используете?
– Открою вам секрет – работать над «Изобретательной влюбленной» мы начали раньше, чем над «Светом далекой звезды». Первый начали ставим буквально с открытия Арт-резиденции, но работу пришлось немного приостановить, так как было решено выпуститься премьерный для нас спектакль именно ко дню рождения Хасана Туфана – 9 декабря. Так что наоборот получилось – от комедии переключаться к драматическому образу, вспоминать наработки, с которых начинали летом и продолжали осенью. В жизни ведь тоже так получается – от смешного до великого, или как в нашем случае грустного – один шаг…
Диалог шпаг и будущие работы
Фехтованием в «Изобретательной влюбленной» с вами занимался Владимир Аносов, известно, что и шпаги вам особенные изготовили для постановки. Что нового вы почерпнули для себя из этой постановки?
– Скажу, что у разных педагогов и фехтование разное. Владимир Алексеевич ставит его в нашем спектакле как продолжение диалога героев. Это такой разговор шпаг получается, перемежаемый репликами. То есть идет общение, а не заученная физкультура. Помните, как в фильме «Берегись автомобиля»: «А волчий капкан? А больная нога? А сигареты «Друг»?»
На счету Арт-резиденции уже, можно сказать, два серьезных спектакля есть. Какие дальнейшие планы?
– Помимо двух крупных работ мы уже провели новогодние представления. В новой сказке «Каникулы Снегурочки» я исполнил роль Кар Карыча. Кстати, сказка так понравилась зрителям, что даже после закрытия новогодней программы нам поступали заявки, мы играли спектакль до 18 января.
Есть у нас литературные программы для школьников – «Далекие и близкие», в которых заняты почти все артисты нашего театра. Я как режиссер поставил спектакль «Неугасимое созвездие» на татарском языке для ребят – о наших поэтах и писателях, в котором звучат произведения Габдуллы Тукая, Мусы Джалиля, Аделя Кутуя, Дэрдменда. Пока всех планов не раскрою, но к весне мы будем готовить новый драматический спектакль – так что следите за афишей Арт-резиденции «Созвездие-Йолдызлык».