Уважаемые читатели!
Накануне большого юбилея - 100-летия Татарской АССР, который отмечается в этом году, редакция «Казанских ведомостей» совместно с Национальным музеем Республики Татарстан при поддержке Ассоциации музеев РТ в ноябре 2017 года дала старт новому проекту «ИСТОРИЯ ТАТАРСТАНА В ВЕЩАХ».
Предлагаем вам рассказать о вещах, в которых отразилось наше время, время ваших родителей, дедушек и бабушек. Это должны быть рассказы об обычных и необычных предметах, которые служили людям. Объясните своим современникам, какое значение имели эти вещи в те годы и для чего они были нужны. Это могут быть предметы как из новейшей истории республики, так и прошлых веков.
Если вещь сохранилась в вашей семье, можете проиллюстрировать свои воспоминания. Присылайте нам фотографии этих предметов по обычной почте (420066, Казань, а/я 231) и электронной (redkv@kazved.ru) или приносите эти вещи в редакцию по адресу: ул. Чистопольская, 5. Мы их сфотографируем и вернем сразу же вам.
Просим принять активное участие в акции «История Татарстана в вещах» сотрудников музеев.
Не забудьте написать, о каком периоде времени вы рассказываете (желательно указать год): это существенно повысит ценность ваших воспоминаний. Обязательно укажите свои координаты для обратной связи: ФИО, домашний адрес или телефон, а также род занятий, возраст (кроме имени, эти сведения публиковаться не будут).
Итак, давайте сообща расскажем историю Татарстана в вещах! Они, самые беспристрастные свидетели времени, хранят энергетику и память о нашем прошлом.
Ведущая рубрики главный редактор газеты «Казанские ведомости»
Венера ЯКУПОВА
Фортепиано
На днях, проходя мимо мусорных баков, увидела выброшенные кем-то детали фортепиано. Лакированный корпус старые хозяева, видимо, решили использовать в хозяйстве, струны и чугунную раму сдали как цветной металл, а клавиатуру и обитые войлоком молоточки выкинули за ненадобностью. Вид фрагментов несчастного инструмента всколыхнул в душе воспоминания. Стыдно признаться, сколько раз в детстве я мечтала о такой же судьбе для своего фортепиано!
Мне исполнилось 5 лет - золотая пора! Которую, увы, было решено омрачить занятиями музыкой. В большой комнате нашей квартиры стоял черный блестящий инструмент марки «Казань», на котором неплохо играла мама. Чтобы подготовить меня к поступлению в музыкальную школу, пригласили молодую изящную черноволосую преподавательницу, которую звали очень красиво - Маргарита Коварская. Именно она произнесла фразу, которая стала в нашей семье крылатой: «К твоим бы рукам да хорошую голову!» Руки у меня действительно уже тогда были сильными, но вот голова...
Особого таланта, а главное, желания заниматься у меня не наблюдалось. Я с тоской долбила гаммы, аккорды, этюды Гедике и Черни. Тем не менее меня приняли в музыкальную школу. Все нотные сборники были большого формата. Мама купила роскошную нотную папку с выдавленной на черной плоскости лирой. Веревочные ручки были разной длины - одна продевалась в другую, видимо, чтобы створки папки смыкались, но оставшаяся лямка, та, что была длиннее, резала руку, а если ее не намотаешь на ладонь, папка волочилась по земле. Впрочем, нотная папка, пожалуй, это то немногое, что мне действительно нравилось в занятиях музыкой. Что же касается инструмента, я втайне желала ему оказаться на свалке - и чем скорее, тем лучше.
А единственное, что любила в музыкальной школе, это хоровое пение. Обладая довольно низким, вторым, голосом, я стояла в верхнем ряду слева. Особенно интересно было петь, если мелодия, выводимая тоненькими первыми голосами, по замыслу композитора не совпадала с тем, что басили мы. Иногда мне казалось, будто хор поет слишком тихо, а возможно, хотелось хоть чуть-чуть побыть солистом, и я форсировала голосовые возможности. Моя подружка Люся в таких случаях толкала меня в бок остреньким локотком и восстанавливала статус-кво - не дано так не дано!
Дотянув до третьего класса, я рассталась с музыкальной школой. Меня еще несколько лет безуспешно пытались обучить хоть чему-то в домашних условиях. В конце концов инструмент был продан за бесценок. Как радовалась приобретению девочка - его новая хозяйка! Я с удивлением наблюдала, как она тут же пробежалась по клавиатуре ласковыми пальцами, словно гладила подобранного на улице бездомного щенка...
Методом проб и ошибок я нашла в жизни любимое дело и, надеюсь, состоялась в профессии. А музыка? Меня до глубины души трогает исполнение произведения талантливым мастером. Люблю звук виолончели и альта в хороших руках, таинственный, словно эхо из глубины леса, голос валторны. Волнует грустящая даже в самых веселых мелодиях гитара. Но, честно говоря, никогда не возникает желания попытаться самостоятельно извлечь с их помощью какой-то звук.
Почему оказались на помойке те жалкие части инструмента? Возможно, и на нем кого-то принуждали заниматься не своим делом. Но зачем же так со «стариком»? Лучше бы отдали его в добрые руки...
Мария Ермолаева, Казань
Настольные игры
В СССР одним из популярных развлечений были настольные игры. В 60 - 70-е годы пришедшие с работы родители нередко после ужина вместе с детьми играли в шахматы, шашки, лото... Это было большой радостью для детей. Нас с братом в шахматы играть учил отец, в шашки - мама, друзья - в уголки и Чапаева. Мы, что называется, отрывались над доской, переходя то в «штыковую», то выбивая щелчком пальца шашку «противника».
Часто всей семьей играли в лото. Доставалась старая деревянная коробка, хранимая с 1930 года. В ней лежал мешочек с великолепными резными бочонками - на них были нанесены цифры. Еще там были разлинованные на квадраты карточки с числами и маленькие металлические кружочки. Играли на интерес. Ведущий не глядя доставал из мешочка бочонок и называл нанесенное на него число. Играющие сообщали, что у них есть на карточке эта цифра, и закрывали этот квадратик кружочком. Восклицания, сожаление, громко выражаемая радость - это всегда сопутствовало игре. Особые названия некоторых чисел были как шифр для непосвященных. Впрочем, все знали, что скрывается за этими названиями: 11 - барабанные палочки, 80 - бабушка, 90 - дедушка, 77 - топорики. Чем мы становились старше, тем больше карточек с числами брали себе - в этом была своеобразная лихость и азарт этой настольной игры.
Играли и в домино, правда, не так азартно, как мужчины во дворе.
В годы нашего детства были и новые по тем временам настольные игры. Игры-то разные, а принцип один. С одного старта идут, например, двое, по пути их следования кружочки разного цвета. Играющие кидают маленький кубик с цифрами от 1 до 6. Допустим, выпала цифра 3 - на три кружочка двигаешь свою фишку вперед. Если у другого игрока выпало на кубике 6 - он тебя обгоняет. А если его фишка попала на черный кружок, а все остальные кружочки белые, значит, пропускает ход, а ты его обгоняешь, потому что тебе повезло: твоя фишка попала на зеленый кружок и имеешь право перескочить на три кружка дополнительно.
Самое главное - играть одному в настольную игру невозможно! Это было веселое и интересное времяпрепровождение в кругу друзей и близких. Во время игры можно было общаться со взрослыми на разные темы. Совместная игра давала шанс родителям и детям лучше понять друг друга.
Софья Хамидуллина, Казань