Из КХЛ исчез самый западный клуб. Куда движется лига?

В конце мая на совете директоров КХЛ было принято решение об исключении братиславского «Слована» из состава лиги. Словаки продержались 6 сезонов, что уже рекорд для коллективов не с постсоветского пространства. Однако нового инвестора им найти так и не удалось.

news_top_970_100

«Отряд не заметил потери бойца...» 

Сокращение лиги до 24 клубов прошло как-то буднично: ни громких заявлений, ни рокота болельщиков. Просто континентальный турнир остался без самого западного представителя - дело житейское, не в первый раз. В таком стиле клубы уже умирали - последним примером стал «Медвешчак». Год за годом КХЛ, кажется, превращается из континентальной в региональную лигу постсоветского пространства.

А вспомните, как все здорово начиналось! Проект под названием «КХЛ» изначально смотрелся конфеткой на фоне приевшейся российской Суперлиги. В 2008-м пул из 21 российского клуба дополнили представителями Беларуси, Казахстана и Латвии и отправили корабль в большое плавание. Год за годом лига росла, в том числе и географически. В сезоне 2012/13 в состав КХЛ вошли «Слован», украинский «Донбасс», а «Лев» переехал из Попрада в Прагу. Сезоном позже прописку получил хорватский

«Медвешчак».

Но тут грянул 2014 год. Сначала ключевые спонсоры отказываются от клуба с чешской пропиской, и «Лев» покидает лигу. Куда более серьезные проблемы возникли у «Донбасса» - в мае того же года ледовая арена «Дружба», где выступали дончане, была захвачена и пострадала в результате пожара. Из-за активной фазы боевых действий клуб переехал в небольшой город Дружковка, где и выступает поныне в Украинской хоккейной лиге с минимальными перспективами вернуться в ближайшие годы в КХЛ.

Сложности появились и у основного потребителя хоккейного продукта - болельщиков. С обвалом рубля поездки на матчи родной команды, например, из Новосибирска в Европу, стали дорогим удовольствием. Да и геополитическая ситуация развернула лигу на Восток - в 2016-м в КХЛ принимают китайский «Куньлунь». Годом позже «откалывается» «Медвешчак», и тоже по причине денег.

Погрязшие в долгах

«Слован» долгое время выглядел эдаким крепышом, поражая аншлагами на домашних матчах. Что и говорить, со словаками лига получила клуб с традициями и определенной культурой боления. В первом же сезоне «Слован» с 13-й строчки регулярки «запрыгнул» в плей-офф, где отлетел 0:4 в серии с будущим обладателем Кубка Гагарина московским «Динамо». В сезоне 2015/16 словаки вновь дорвались до плей-офф, но сетка свела с будущим финалистом Кубка Гагарина ЦСКА - опять 0:4. Больше клуб звезд с неба не хватал, поэтапно деградируя до дна регулярки. А вместе с результатами уходили и зрители…

В октябре 2018 года «Слован» провел два выставочных матча, получил от ЦСКА и СКА в Вене 16 безответных шайб. В конце марта гендиректор КХЛ Чернышенко назвал ситуацию в клубе позором. А по итогам сезона словаки попросту не смогли найти нового инвестора, тогда как «Газпром экспорт» в одиночку проколы менеджеров закрыть не смог. Долги «Слована» только перед муниципалитетом за аренду «Словнафт Арены» достигли миллиона евро.

Объективности ради вспомним, что исключение российских клубов из лиги происходило на основании рейтинга. В нем учитывался ряд параметров за три последних сезона, среди которых были спортивные показатели, посещаемость матчей, доля государственных и частных денег в бюджете и ряд других. Так изгоняли «Металлург», «Югру» и «Ладу», мол, в стратегию не вписываются. А исходя из опубликованного в конце мая рейтинга по итогам сезона расстаться нужно было с «Адмиралом» из Владивостока. «Слован» же расположился на предпоследней строчке. Лига в марте даже сделала заявление, что «исключение клубов, которые находятся на крайних точках географии КХЛ, может негативно повлиять на дальнейшее развитие лиги».

Однако на спасение словаков ни средств, а может, и желания не нашлось…

Точка невозврата?

Исключение «Слована» на фоне то и дело всплывающих идей о расширении КХЛ (то на Запад, то на азиатский рынок) представляется диссонансом. Функционеры грезят клубами-химерами из Франции, Германии, Италии, ОАЭ, спокойно убивая готовый кейс с инфраструктурой и аудиторией. Планомерно движется в направлении КХЛ даже Узбекистан, где арена готова, под нее формируется коллектив для участия в чемпионате ВХЛ с перспективой к 2022 году пополнить пул Континентальной лиги.

За 11 сезонов, что существует проект «КХЛ», кажется, пока так и не удалось понять: куда ему двигаться? Да, существенного прогресса удалось достигнуть - болельщики получили отличную картинку в HD-качестве, клубы все меньше зависят от бюджетных денег и т.д. Но исключение из состава лиги таких мастодонтов, как новокузнецкий «Металлург», при сохранении места за «Куньлунем», на матчах которого порой едва ли собирается по 3 тысячи зрителей, оставляет грустный осадок. Опыт прошлых лет показывает, что зарубежные клубы, создаваемые на средства российских инвесторов, чаще всего становятся мертворожденными проектами. Так почему бы лиге не создать условия, при которых в КХЛ будут стремиться именитые европейские клубы?

Ведь, например, очень органично может вписаться представитель шведской Элитсерии. Достаточно разработать модель, при которой континентальные европейцы смогут выстраивать маркетинг, ориентированный на их рынок. Объективности ради: та же реклама российских компаний на бортах в Словакии или Латвии, к услугам которых зрители не могут прибегнуть, выглядит по меньшей мере странно.

Тем временем из-за ухода «Слована» в составе дивизионов произошли изменения. «Торпедо» в который раз отправилось на Запад, хотя «Авангард» проводит большинство матчей куда западнее Нижнего. А Дивизион Харламова, где играет «Ак Барс», пополнила новосибирская «Сибирь». Добро пожаловать в новый сезон!

news_right_column_240_400