О нашей газете
- Газету «Казанские ведомости» я читаю с первого номера. Она нравится мне спокойным, взвешенным тоном и в то же время достаточной остротой. Особо люблю рубрики для семейного чтения. Читаю все истории «Санта-Барбары» и каждый раз удивляюсь умению редакции интересно подать простую жизненную проблему. Заглядываю и в астрологический прогноз, который подверстывается под этой рубрикой. Охотно читал невыдуманные истории из реальной жизни, которые печатались в газете. Собирался написать свою забавную историю, но времени не хватило. Поскольку газета ориентирована на семейное чтение, хотелось бы видеть у вас материалы о воспитании детей, культуре поведения. Возможно, стоит открыть уголок для детей с их рассказами и стихами. Считаю, что ваша газета становится все более интересной.
О двух стартах
- С районной газеты. Закончив школу с золотой медалью, я планировал стать журналистом. Но в те годы, чтобы поступить в Казанский университет, требовалось два года стажа работы. В нашей районной газете была вакансия только фотокорреспондента. Фотографировать я не умел. Так я начал учиться фотографировать и писать статьи. На меня взвалили школьную, комсомольскую и молодежную темы. Помню, отправили писать об отчетно-выборном собрании колхозников. Но ведь там одни сухие цифры! И тогда я подготовил очерк о женщине, работавшей в колхозе с первых дней. Уже в начале своей работы я понял - любую тему лучше раскрывать на примере реального человека. От Союза журналистов республики мне тогда дали премию - 30 рублей и диплом 2-й степени.
- Но образование вы получили не журналиста, а юриста…
- Приехал поступать с охапкой своих публикаций. Но попасть в университет не смог. И я вернулся в редакцию. В марте меня избрали заворготделом райкома комсомола, и я ушел из газеты. В один прекрасный день к нам приехал прокурор района и смог переубедить меня! Мол, на факультете журналистики учат только запятые расставлять. А если есть писательский талант, нужна солидная профессия. Например юриста. Юристами были Пушкин, Ленин, Толстой учился на юрфаке. Я задумался... В итоге мне дали направление в Харьковский юридический институт. В купе я познакомился с парнем, который ехал поступать в тот же вуз. Мы вместе с ним сняли комнату у бабули. Но мой товарищ завалил первый же экзамен - по истории. Не смог правильно ответить на вопросы билета, экзаменаторы разъяснили ему правильный ответ. Когда я пошел сдавать, произошло необыкновенное: вытянул тот же билет! И естественно, ответил все как нужно! Журналистский опыт тоже пригодился - я рассказал все про свой район, в котором жил, и получил отлично. Поскольку имел медаль, меня зачислили после первого экзамена, и передо мной открылся путь юриста.
- Но вы еще и кандидат философских наук…
- Да, я защитил кандидатскую диссертацию на тему «Правовая культура как фактор социальной активности трудового коллектива». Я проводил социологические исследования на заводе в Челнах и в мужской колонии строгого режима. Выяснил: уровень правовых знаний в колонии гораздо выше, чем у рабочих завода. Этому я тоже нашел объяснение - законопослушные граждане никогда не сталкиваются с правосудием. А преступники постоянно с ним связаны, и потому законы знают.
- Ваши фотоснимки получают высокую оценку профессионалов. В чем секрет успеха работ и каким фотоаппаратом вы фотографируете?
- Стараюсь делать панорамные снимки. Сам обрабатываю в фотошопе, склеиваю, если нужно, «оживляю птичками». Занимаюсь этим с душой. Затем отдаю в фотомастерскую, где снимки печатают и оформляют в рамку. Какое-то время они висят у меня на стене, затем я их кому-нибудь дарю. Мой первый фотоаппарат был «Зенит». Но считаю, что в фотоделе главное не сам фотоаппарат, а кто смотрит в его объектив.
- Недавно вышел резонансный сборник снимков прокуроров республики «Мир глазами прокуроров». Ваше увлечение стало примером и для коллег?
- Такое часто бывает. Тем, чем занимается шеф, загораются и подчиненные. Иногда меня спрашивают, не повлиял ли я на них административно? Я отвечаю: разве можно заставить человека заниматься творчеством? Если погружаться только в прокурорские дела, то у такого работника, говорят психологи, начнется деформация личности. Человек же все время думает об одном и том же. Поэтому я поощряю наших ребят учиться в аспирантуре, писать, фотографировать. Люди представляют прокуроров некими сухарями, застегнутыми на все пуговицы. А среди нас есть поэты, писатели, художники.
- Вы написали более 200 книг. У вас есть главная тема?
- Я многостаночник. Известно, когда Бальзак писал свои романы, то закрывался в комнате и выбрасывал ключ. Он писал сразу несколько книг. Причем каждая из работ лежала на отдельном столе. К каждому столу он подходил и писал. Сейчас я занимаюсь темой правовой мысли татарского народа. Отслеживаю с древнейших времен не историю законов, а мысль народов. Ведь она сохранилась в пословицах, поговорках, былинах. Оттуда и нужно выбирать. Также заканчиваю книжку об односельчанах. В эту работу я включил все свои статьи, которые писал в газете, касающиеся моих односельчан. Переходить от стола к столу не могу - он у меня один.
Лучше, чем кипарис
- Какое из всех ваших направлений деятельности главное?
- Мне иногда говорят: «Вы растрачиваете свои силы! Вы должны расти вверх целенаправленно, как кипарис, а вы как раскидистый дуб». Но мне больше нравится быть ветвистым дубом! Я занимаюсь тем, что нравится. И все, чем в жизни когда-либо занимался, мне пригодилось. Я ничего не растерял.
- Как удается совмещать столько увлечений и дел?
- Я очень строго распределяю свое время. Ни минуты не проживаю впустую! Например, в этом году в отпуске ездил на теплоходе и сделал много снимков. Сейчас обработал их и развесил в коридоре прокуратуры. Получился творческий отчет о моей поездке.
- Ваша известность и профессия накладывают отпечаток на мировоззрение?
- И на образ жизни тоже. Однажды известная певица сказала: «Смотри, любуйся издалека, но близко не подходи». Мне приходит много приглашений на юбилеи и торжества. Но я на них не хожу. Ведь если задуматься, то приглашают не меня, а «кресло», которое занимаю. Недавно мы с женой пошли покупать мне костюм. Узнав меня, директор магазина начала суетиться. В итоге пришлось уйти. Я не люблю, когда лебезят. Супруга потом одна приобретала вещь. Раньше, когда меня мало кто узнавал в лицо, я, например, попутчикам в поезде представлялся бухгалтером. К бухгалтеру ведь никакого интереса!
О праведниках и грешниках
- Как прокурор вы часто сталкиваетесь с преступлениями и наказаниями. Вам не кажется, что все вокруг злоумышленники и грешники?
- Нет, наоборот, я часто прихожу к выводу, что среди осужденных много порядочных людей. Когда я с ними беседую, вижу человеческие трагедии. Так, однажды беседовал с заключенным, который сел за взятки. Он сказал, что больше всего боится никогда не увидеть своих родителей. Дескать, им за 80 лет, в колонию они приехать не в силах. А до освобождения еще далеко. Я разрешил ему свидание с отцом и матерью. Они вместе сели за стол, поговорили, поплакали. Через много лет я встретил его на рынке. Он смог остаться порядочным человеком. Поэтому нельзя думать, что, если человек попал в места заключения, он потерян для общества.
- Как сделать юридическую помощь доступной для граждан? Ведь многие, столкнувшись с беззаконием, не знают, как защитить свои права...
- Сейчас это весьма актуально. Не зря Президент России тоже поднимает эту тему. Наша прокуратура совместно с двумя казанскими вузами открыла две общественные приемные. Каждый день за консультацией туда обращается до 60 человек. Проблема в другом - у людей нет культуры консультирования. Однажды ко мне пришел мужчина, внесший деньги в долевое строительство. Пожаловался, что застройщики третий год не сдают дом, и попросил совета. Я спросил, почему он не сделал этого прежде, чем вкладывать деньги? Я бы ему тогда сразу сказал, что эта строительная фирма проворовалась.
- Проводите ли вы собеседования с претендентами на прокурорскую должность?
- А как же! Два раза в месяц я лично беседую с теми, кто хочет работать в прокуратуре. Помимо требуемых правовых знаний, у меня свои критерии отбора. Первое - порядочность. Стараюсь уловить, не обманывает ли человек. Второе - общее развитие. Бывает, вчерашний студент-юрист даже не помнит тему своей дипломной работы. Значит, купил диплом! Или, например, понятия не имеет, в честь кого названа улица, на которой живет. Казалось бы, невелика беда. Но это его отношение к жизни. Если он ничем не интересуется, то и в работе будет неэффективен.
- Не жалеете, что не стали журналистом?
- Нет, журналистика живет внутри меня. Я продолжаю писать книги и очерки. Опыт написания грамотных текстов очень помогает мне при подготовке прокурорских материалов.