Моя мама Мария Ивановна родилась 7 июня 1922 года в селе Большие Ключи Зеленодольского района. В конце 30-х годов по халатности одного одинокого старика в селе произошел пожар. Погода стояла жаркая, очень ветреная, поэтому огонь быстро охватил несколько домов. Сгорел большой дом моего деда Ивана Каштанова, и многодетная семья осталась без крова и матери - она погибла во время пожара. Заболел отец. По воле судьбы дети были пристроены: парни-двойняшки пошли работать в Юдино на железную дорогу. Их сестру Анну - инвалида с детства, определили в дом слепых в Казани. Другая сестра - Евдокия - уехала к родственникам в шахтерский город Копейск, а шестнадцатилетняя Мария переехала жить в поселок Васильево. Там набирали рабочих на кирпичный завод и, самое главное, давали жилье, пусть и в бараке. Для молодой девчонки это был тяжелый непосильный труд, но приходилось терпеть, так как идти было некуда.
1941 год. Началась Великая Отечественная война. Мужчины ушли на фронт. Двойняшек-подростков забрали работать на железной дороге в Юдино. В селе остались старики, женщины и дети. В труде и заботах прошел год. В село вернулся тяжелораненый Александр Климентьевич Сотников (мой будущий свекор). Через несколько недель ему как коммунисту был дан приказ возглавить тракторную бригаду. Фронту нужен хлеб! Он подготовил трактора, проверил их, собрал бригаду из оставшихся в селе стариков. Однако ни один из них не смог работать… Сотникову разрешили взять с кирпичного завода шесть девчат. Среди них была Мария, моя мама.
1942 год. Начало весны. Снег, грязь, холод. Азы работы на тракторах осваивали прямо на поле. Перемерзли все, уставали, но не сдавались. Марию выбрали звеньевой. Первым делом провели собрание и постановили срочно утеплить одну мастерскую постройку, сложить внутри нее большую русскую печь, подтопку с плитой и сколотить лежанки для отдыха и сна. Бригадир одобрил это решение, получил согласие сельсовета. С пилорамы привезли доски, горбыль и прочий материал, а с кирпичного завода - некондиционные кирпичи. На строительные работы вышли и старики, и женщины, и школьники, и сами трактористки. Мастерская была превращена в теплый дом за десять дней!
Трактористки распределили обязанности. Одну из женщин - Татьяну - назначили ответственной за сохранность одежды и обуви: у нее мама шила и перешивала еще с довоенного времени. Клавдия стала отвечать за продукты. Она прошла по селу и собрала соления, варенья, овощи, что ей дали сельчане. Потом уже заготовки делали сами. Мария решила, что она будет готовить на всех в свободное от основной работы время. А основная работа - это научиться управлять трактором!
Тяжело было работать девчонкам. Теория - это одно, а практика - другое. Да и трактора старые, часто ломались, а запчастей-то нет. Плакали навзрыд, вытаскивая из густой грязи плуг или косилку. Летом и осенью, в сухую погоду, было чуть легче работать, а зимой свои трудности. С помощью трактора привозили двора из леса. Ведь они были нужны и в больнице, и в школе, и в каждом доме, и в их мастерской. Мария варила и супы, и каши, чтобы девочки ее - трактористки, были сытые и сильные. Работать было тяжело. В дождь и снегопад промокали до нитки, летом изнуряло палящее солнце. Жару не выдерживали даже свечи на тракторах и подшипники, а девчонки мужественно терпели! Однажды в уборочную сломались два трактора, и работа встала. Каким-то чудом добился бригадир Сотников помощи - из Юдино приехал паренек и привез запчасти. Помог девчатам заменить их. Трактора заработали! Звали его Николай Петрович Прошин. Был он сирота, как и Мария. В 1945 году Николай и Мария поженились, потом и я родилась.
Вот так моя мама все военные годы и проработала трактористкой. Надорвала здоровье, получила инвалидность в тракторной бригаде. На трактор больше не садилась, но советами помогала. После окончания войны еще долгое время работала поваром в этой же тракторной бригаде машинно-тракторной станции.
Галина Сотникова,
экс-заведующая детсадом №372,
Казань