Идея создания таких центров у наших специалистов пришла после поездки в Германию, организованной Управлением по наркотикам и преступности ООН.
На Западе их называют низкопороговыми. Суть центров в том, что потребитель инъекционных наркотиков (ПИН) может прийти туда для непринужденного общения с соцработниками, посмотреть фильм, попить чайку, помыться и даже получить шприцы. Попадая в столь комфортную обстановку, больной постепенно понимает, что жить без наркотиков вообще-то неплохо. И постепенно прекращает их употреблять. У наркомана появляется желание избавиться от своей зависимости. С его согласия сотрудники центра проводят с ним работу по профилактике ВИЧ-инфекции, гепатита, туберкулеза и других сопутствующих наркомании заболеваний.
Аутрич-работники, как их называют, могут заглянуть и домой к наркозависимым. Они раздают им спецлитературу, средства профилактики ВИЧ-инфекции и направляют в центр. В итоге низкопороговые центры становятся связующим звеном между наркозависимыми и системами здравоохранения, соцзащиты и другими службами. Но у новых центров масса проблем. Главная – неустойчивое финансирование. Пока они существуют за счет международных грантов, у которых короткие сроки (1 - 2 года).
Говорили на семинаре и о традиционных методах работы с наркозависимыми. По словам начальника отдела координации антинаркотической работы Кабмина РТ Разии Садыковой, актуальность проблемы власти республики оценили еще в 90-е годы прошлого столетия. Сейчас больным наркоманией помогают в четырех наркологических (казанском, челнинском, альметьевском и нижнекамском) и двух психоневрологических диспансерах (бугульминском и зеленодольском). Наркокабинеты работают и при центральных райбольницах.
- За последние 5 лет темпы роста количества наркобольных в республике стабилизировались на уровне 5 - 7 процентов в год. А по итогам прошлого года отмечено некоторое снижение, - отметила специалист.