Как стать бизнесменом

Все больше казанцев решают заняться бизнесом: открывают интернет-магазины, пекут на продажу пироги и торты, становятся мастерами маникюра. Насколько реально простому человеку открыть свое дело, «КВ» рассказал директор по маркетингу одной из московских компаний Эдуард Шахмин.

news_top_970_100

- Один из ответственных шагов в создании нового бизнеса - определение формата его взаимодействия с государством. Таких форм немало - статус индивидуального предпринимателя, создание общества с ограниченной ответственностью и многие другие. Каждая организационная форма имеет свои минусы и плюсы. Выбрать соответствующую можно исходя из той деятельности, которой будущий предприниматель решил заняться. 

При выборе организационной формы следует понимать, что иногда взаимодействие с государством в виде бухучета придется вести в соответствующем формате. Будущему предпринимателю, если он выбирает определенные организационные формы, придется либо самому освоить основы ведения такого взаимодействия, либо нанимать специалистов. 

Иногда проще и дешевле выбрать ту организационную форму, которая подразумевает минимум общения с государством. Например, форма индивидуального предпринимательства - ИП. Внутри этой формы тоже есть разные варианты. А некоторые виды деятельности ИП позволяют использовать патентную систему. Это еще более простая форма, идея которой сводится к тому, что единожды заплатил за патент на год и можешь спать спокойно. 

- Прежде чем предлагать услуги, необходимо зарегистрировать бизнес. А вдруг дело не пойдет?
- Я бы предложил попробовать себя в деле, перед тем как начинать регистрировать свой бизнес. Если вы оказываете услуги, клиенты удовлетворены вашей работой и будут платить вам за нее, вот именно тогда стоит начинать думать о собственном деле. Потому что, начав искать клиентов на улице, вне своего круга общения, вы попадете под пристальное око контролирующих органов, которые в итоге зададут вам вопрос: «А заплатили ли вы налоги?» 

- Как правильно рассчитать свои силы?
- Если человек понимает, что он в чем-то хорошо разбирается и ему за это заплатят, значит, готов. Люди уходят из организаций, в которых долго проработали. Научились и сами создают что-то новое. Они просто больше не хотят делиться прибылью ни с кем. 

Есть бизнесы универсальные и понятные. Например, автомойка. Это не самый прибыльный бизнес, но гарантирующий постоянный приток клиентов. В России такой климат, что регулярно приходится мыть свой автомобиль. В данном случае нужно лишь арендовать помещение, дать рекламу, и автовладельцы не проедут мимо. Подобных вариантов много. В других случаях предприниматель может обладать уникальными знаниями или навыками, которые могут быть востребованы потенциальными клиентами.

- Часто бизнес требует вложений...
- Бывает, что предприниматели вкладывают в свой новый бизнес большие средства и только потом обнаруживают, что либо нет клиентов, либо доходы не соответствуют ожиданиям. Правильнее, на мой взгляд, удостовериться, что бизнес работает и генерирует как минимум интерес, а потом уже вкладываться в развитие дела. Это, конечно, не касается более крупных бизнесов, где перед их созданием просчитывается подробный бизнес-план, проводятся исследования и делается еще много разных шагов.

- Какие ошибки совершают начинающие бизнесмены?
- Знаю много людей, у которых не получилось создать малый бизнес. Пример из собственного опыта. Моя коллега - хороший дизайнер - работала в нашей компании. Была отличным специалистом, редким - ей можно было доверить серьезное задание и быть уверенным, что она справится на отлично. В один прекрасный момент она решила попробовать поработать на  себя. Вместе с другими учредителями она закупала молоко на молокозаводах и создала сеть торговых точек, где занималась дистрибьюцией молочных продуктов. У компании были маленькие фургончики, на которых выезжали сотрудники и продавали продукцию.

Учредители не создали бизнес-план и не учли, что молоко - это низкомаржинальный социальный продукт, который как главный продукт бизнеса не способен приносить достаточно средств для существования дела. У них были продажи, но, чтобы заработать даже на хорошие зарплаты, им нужно было продавать десятки тонн, а они продавали тонны. В итоге они ушли в минус и закрылись.

- Многое ли зависит от продукта, который предлагают клиентам?
- Конечно. Существует понятие маржинальности - насколько продукт интересен, например, для перепродажи или поставки. Высокомаржинальный товар - это товар, на который всегда стабильно большой спрос и небольшой процент предложений на рынке. Каждый продавец старается реализовывать именно товары с высокой маржинальностью: они не только увеличивают средний чек, но и дают самую большую прибыль. Например, в разрезе продуктов питания высокомаржинальными являются алкоголь и сигареты. Но, продавая только их, магазин вряд ли выживет, потому что клиенты пойдут в соседний супермаркет, где продаются еще и хлеб и молоко, которые как отдельные продукты приносят небольшой доход.

- Много ли средств уходит на рекламу бизнеса?
- Совсем не обязательно тратить много денег на рекламу. Можно и нужно заниматься продвижением бизнеса в интернете. Причем вполне реально заняться этим самому, а не нанимать специалистов. Сейчас есть много онлайн-сервисов, которые помогут создать свой сайт. Для этого не нужно быть программистом. А в социальных сетях можно запустить рекламную кампанию, которую будут видеть люди, находящиеся рядом с вашим бизнесом.

news_right_column_240_400