- Я была большая модница, - говорит Римма Вагизовна. - В магазинах с нарядами было туго, поэтому мы старались найти свою портниху. У меня была незабвенная Тамара Николаевна, с которой мы выбирали модели из зарубежных журналов мод. Где она их брала, швея помалкивала. Вообще-то я одевалась на стороне, то есть не в Казани. Была у нас с мужем старая машина, на которой мы ездили в Витебск, Москву, Прибалтику, где и покупали одежду. На Новый год всегда старалась чем-нибудь блеснуть. Помню, в 70-е в моду вошли брючные костюмы из кримплена. Ну я и отличилась!
- В начале 70-х мне только исполнилось 16 лет, - рассказывает Людмила Ильинична. - Жила я в то время в райцентре, в магазинах модных платьев конечно не найти. Когда была помладше, встречать Новый год было проще. Мама шила мне костюм снежинки: юбку-пачку из марли, крахмалила ее. Я мастерила из картона, ваты и битых стеклянных игрушек корону. Мне очень нравился этот наряд. В старших классах в школах проводили новогодние огоньки. Конечно, мы старались выглядеть красиво, модно. Мне в этом повезло больше, чем подругам. Папа был военный. К нам в городок раз в месяц приезжала автолавка, где можно было купить хорошие, добротные вещи. Помню, мне купили там белые резиновые сапожки. Как же я их любила! Щеголяла и весной, и осенью, и даже зимой. Не поверите, они до сих пор живы.
- Накрывали стол по своим возможностям, - вспоминает Римма Вагизовна. - Разносолов было не достать. Но те, у кого имелся знакомый продавец в продуктовом магазине, могли позволить себе на Новый год коньячок за 4 рубля 12 копеек, шампанское «Советское» полусладкое, мандарины... Некоторые специально ездили за продуктами в Москву, где обеспечение было лучше. Традиционные праздничные блюда - салаты «Оливье», сельдь под шубой, пельмени, беляши.
- У нас было все просто, - делится Александра Сергеевна. - Доставали из подпола в гараже соленые огурцы, помидоры, грибочки, квашеную капусту. Пекли пироги с капустой и яйцами. Отваривали картошечку, нарезали «ржавую» (другой не достать!) копченую селедку. Позволяли немного водочки, женщины пили сладкую шипучку - подобие сухого вина.
- На школьных вечерах нам позволялся лишь чай со сладостями, - рассказывает Людмила Ильинична. - Да и дома кулинарными изысками не занимались. Все было свое, приготовленное заботливыми руками мамы: соленья-варенья, пироги и гвоздь праздничного стола - холодец. Но кое-что все-таки перепадало по случаю. Если папа ехал в командировку в Москву, он обязательно привозил что-нибудь сладкое. Вот так на Новый 1970 год я впервые попробовала конфеты «Птичье молоко», бисквитное печенье и мармелад в жестяной коробке - апельсиновые и лимонные дольки. На ее крышке была нарисована новогодняя картинка - елочка и Дед Мороз. Я много лет хранила эту коробку у себя. Недавно только подарила внучке, чтобы она держала в ней карандаши и ручки.
- В то время на Новый год мы отдыхали мало, - замечает Римма Вагизовна. - 31 декабря был короткий рабочий день. Около десяти вечера собирались с родственниками, друзьями провожать старый год, а после боя курантов шли на улицу к елке. Моя подруга, заведующая домом культуры, наряжалась Снегурочкой, муж - Дедом Морозом. Навещали знакомых, друзей, поздравляли, угощались - очень весело, душевно гуляли.
- Обычно мы Новый год встречали дома, - вспоминает Александра Сергеевна. - Очень любили смотреть праздничную программу по телевизору. Правда, до 1970 года у нас телевизора не было - он имелся только у одной соседки по бараку. Помнится, она открывала дверь в коридор. Мы устраивались, как в зрительном зале: кто на полу, кто на табуретках - и смотрели передачи. В 70-м мы жили уже в отдельной квартире, купили телевизор «Рекорд-64». На Новый год с удовольствием смотрели «Голубой огонек», концерты с участием любимых певцов и артистов - Людмилы Зыкиной, Ольги Воронец, Аркадия Райкина, комического эстрадного дуэта Вероники Маврикиевны и Авдотьи Никитичны, знаменитого танцевального коллектива «Березка».