К выбору НПФ, как и к любому финансовому вопросу, нужно подходить ответственно, поэтому представляем вашему вниманию ряд критериев, которые помогут определить надежный НПФ.Критерий №1 - год создания фондаФонд необходимо выбирать по следующему принципу: чем старше, тем надежнее. В идеале НПФ должен быть создан до 1998 года. Это означает, что он успешно пережил два финансовых кризиса - в 1998-м и 2008-м, а значит, с большой долей вероятности сможет противостоять неблагоприятным экономическим условиям и в будущем.Критерий №2 - учредители фонда
Наибольшего доверия заслуживают НПФ, созданные крупными промышленными предприятиями реального сектора экономики, теплоэнергетическими компаниями, организациями, занимающимися добычей и (или) транспортировкой полезных ископаемых, или крупным банком. Как правило, они более надежны, чем НПФ, учрежденные частными лицами или группой небольших малоизвестных компаний. Сведения об учредителях фонда содержатся в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ). Получить их можно с помощью бесплатного электронного сервиса «Проверь себя и контрагента», размещенного на сайте ФНС России. Однако более детальную информацию, в том числе о переходе права собственности долей в НПФ от одних лиц к другим, можно увидеть только в выписке из ЕГРЮЛ. Такую выписку по запросу налоговая инспекция выдает гражданам, оплатившим госпошлину. Размер госпошлины составляет 200 руб., срок подготовки - не более 5 - 7 дней с даты получения запроса. Но есть возможность получить срочную выписку в течение одного дня с момента обращения, сумма госпошлины составит в этом случае 400 руб. Критерий №3 - наличие на предприятии, учредившем НПФ, профсоюзной организации
Если в организации, выступающей учредителем фонда, работает профсоюз, это дополнительный плюс. Назначение профсоюза - отстаивать интересы работников, в том числе и интересы, связанные с ростом их пенсионных накоплений. Следовательно, деятельность НПФ подвергается не только внешнему контролю со стороны государства, но и внутреннему - со стороны профсоюза.
Наибольшего доверия заслуживают НПФ, созданные крупными промышленными предприятиями реального сектора экономики, теплоэнергетическими компаниями, организациями, занимающимися добычей и (или) транспортировкой полезных ископаемых, или крупным банком. Как правило, они более надежны, чем НПФ, учрежденные частными лицами или группой небольших малоизвестных компаний. Сведения об учредителях фонда содержатся в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ). Получить их можно с помощью бесплатного электронного сервиса «Проверь себя и контрагента», размещенного на сайте ФНС России. Однако более детальную информацию, в том числе о переходе права собственности долей в НПФ от одних лиц к другим, можно увидеть только в выписке из ЕГРЮЛ. Такую выписку по запросу налоговая инспекция выдает гражданам, оплатившим госпошлину. Размер госпошлины составляет 200 руб., срок подготовки - не более 5 - 7 дней с даты получения запроса. Но есть возможность получить срочную выписку в течение одного дня с момента обращения, сумма госпошлины составит в этом случае 400 руб. Критерий №3 - наличие на предприятии, учредившем НПФ, профсоюзной организации
Если в организации, выступающей учредителем фонда, работает профсоюз, это дополнительный плюс. Назначение профсоюза - отстаивать интересы работников, в том числе и интересы, связанные с ростом их пенсионных накоплений. Следовательно, деятельность НПФ подвергается не только внешнему контролю со стороны государства, но и внутреннему - со стороны профсоюза.
Справка Чтобы перевести накопительную часть пенсии в выбранный НПФ, необходимо до 31 декабря текущего года направить заявление о переходе из ПФР в НПФ, обратившись лично в территориальный орган ПФР или направив заявление по почте или с курьером. Бланки заявлений о переходе из ПФР в НПФ или о переходе из одного НПФ в другой можно скачать на официальном сайте ПФР. Заявления о переводе накопительной части пенсии из ПФР в НПФ подаются и в многофункциональном центре, а также в электронной форме через портал государственных услуг.
Критерий №4 - доходность фонда
О том, насколько успешны финансовые операции того или иного НПФ, можно узнать на сайте самого фонда и из отчетов Банка России. Однако реальные значения доходности могут отличаться от указанных в этих источниках, поскольку серьезные фонды несколько процентов от доходов, полученных от инвестирования, направляют на свое развитие и обслуживание собственных операционных расходов.Если же заявленный процент доходности фонда на его официальном сайте выше, чем указано в данных Банка России, это повод насторожиться. Если фонд показывает годовую доходность в 30 - 40% и при этом имеет всего 100 - 200 клиентов, не стоит доверять ему свои пенсионные накопления. Он может оказаться обычной финансовой пирамидой. Куда надежнее выглядят меньшие показатели годовой доходности, например в 8 - 10% при общем числе застрахованных лиц фонда в 500 - 700 тыс. человек. Информация о доходности фонда и числе застрахованных лиц должна быть размещена на официальном сайте НПФ и сайтах рейтинговых агентств.При выборе НПФ не лишним будет обратить внимание на уровень доходности фонда за весь период его работы, а не только за последний год.Критерий №5 - позиция в независимом рейтинге НПФ Это важнейший показатель работы фонда. Рейтинги формируются рейтинговыми агентствами, например, такими агентствами, завоевавшими репутацию, как «Эксперт РА» или «Национальное рейтинговое агентство».Рейтинги отражают степень надежности фонда. Обозначается надежность НПФ, как банков и даже стран, латинским алфавитом, где литере А соответствует наибольшая степень надежности. По классификации «Национального рейтингового агентства» рейтинг надежных НПФ варьируется от А до ААА, по классификации «Эксперт РА» - от А до А++. НПФ, которые не получают высокий рейтинг надежности А, не попадают в рейтинг вообще, поскольку агентства оценивают только лучших игроков рынка.Рейтинги составляются на основе доходности накоплений, занимаемой фондом доли на рынке и других объективных показателей.Критерий №6 - открытость фонда
Есть обязательные требования законодательства (ст. 35.1 Федерального закона от 7 мая 1998 г. №75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах»), согласно которым на официальном сайте фонда должна содержаться следующая важная для граждан информация: наименование и номер лицензии фонда; фирменное наименование управляющей компании (управляющих компаний), специализированного депозитария фонда и номера их лицензий; место нахождения фонда и его обособленных подразделений; бухгалтерская (финансовая) отчетность фонда; аудиторское и актуарное заключения; результаты инвестирования пенсионных резервов; результаты инвестирования пенсионных накоплений; количество вкладчиков и участников фонда, а также участников фонда, получающих из фонда негосударственную пенсию; количество застрахованных лиц, осуществляющих формирование своих пенсионных накоплений в фонде. Однако этими и другими сведениями, обязательными для размещения на официальном сайте, фонд может не ограничиваться. Например, на его сайте может работать форум, который не лишним будет почитать, а также может размещаться история НПФ. Критерий №7 - репутация фонда При выборе НПФ необходимо обращать внимание на отзывы его клиентов, но не на сайте самого фонда, а на сайтах, специализирующихся на размещении объективных отзывов пользователей.Критерий №8 - удобство сайта и сервисов НПФНеобходимо обратить внимание на количество дополнительных офисов у НПФ (чем больше, тем лучше), а также наличие круглосуточного федерального номера, по которому клиенты фонда могут узнать интересующую их информацию. Кроме того, очень желательно наличие личного кабинета клиента на сайте НПФ (в нем должна отражаться информация о движении денежных средств на пенсионном счете застрахованного лица).
Критерий №4 - доходность фонда
О том, насколько успешны финансовые операции того или иного НПФ, можно узнать на сайте самого фонда и из отчетов Банка России. Однако реальные значения доходности могут отличаться от указанных в этих источниках, поскольку серьезные фонды несколько процентов от доходов, полученных от инвестирования, направляют на свое развитие и обслуживание собственных операционных расходов.Если же заявленный процент доходности фонда на его официальном сайте выше, чем указано в данных Банка России, это повод насторожиться. Если фонд показывает годовую доходность в 30 - 40% и при этом имеет всего 100 - 200 клиентов, не стоит доверять ему свои пенсионные накопления. Он может оказаться обычной финансовой пирамидой. Куда надежнее выглядят меньшие показатели годовой доходности, например в 8 - 10% при общем числе застрахованных лиц фонда в 500 - 700 тыс. человек. Информация о доходности фонда и числе застрахованных лиц должна быть размещена на официальном сайте НПФ и сайтах рейтинговых агентств.При выборе НПФ не лишним будет обратить внимание на уровень доходности фонда за весь период его работы, а не только за последний год.Критерий №5 - позиция в независимом рейтинге НПФ Это важнейший показатель работы фонда. Рейтинги формируются рейтинговыми агентствами, например, такими агентствами, завоевавшими репутацию, как «Эксперт РА» или «Национальное рейтинговое агентство».Рейтинги отражают степень надежности фонда. Обозначается надежность НПФ, как банков и даже стран, латинским алфавитом, где литере А соответствует наибольшая степень надежности. По классификации «Национального рейтингового агентства» рейтинг надежных НПФ варьируется от А до ААА, по классификации «Эксперт РА» - от А до А++. НПФ, которые не получают высокий рейтинг надежности А, не попадают в рейтинг вообще, поскольку агентства оценивают только лучших игроков рынка.Рейтинги составляются на основе доходности накоплений, занимаемой фондом доли на рынке и других объективных показателей.Критерий №6 - открытость фонда
Есть обязательные требования законодательства (ст. 35.1 Федерального закона от 7 мая 1998 г. №75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах»), согласно которым на официальном сайте фонда должна содержаться следующая важная для граждан информация: наименование и номер лицензии фонда; фирменное наименование управляющей компании (управляющих компаний), специализированного депозитария фонда и номера их лицензий; место нахождения фонда и его обособленных подразделений; бухгалтерская (финансовая) отчетность фонда; аудиторское и актуарное заключения; результаты инвестирования пенсионных резервов; результаты инвестирования пенсионных накоплений; количество вкладчиков и участников фонда, а также участников фонда, получающих из фонда негосударственную пенсию; количество застрахованных лиц, осуществляющих формирование своих пенсионных накоплений в фонде. Однако этими и другими сведениями, обязательными для размещения на официальном сайте, фонд может не ограничиваться. Например, на его сайте может работать форум, который не лишним будет почитать, а также может размещаться история НПФ. Критерий №7 - репутация фонда При выборе НПФ необходимо обращать внимание на отзывы его клиентов, но не на сайте самого фонда, а на сайтах, специализирующихся на размещении объективных отзывов пользователей.Критерий №8 - удобство сайта и сервисов НПФНеобходимо обратить внимание на количество дополнительных офисов у НПФ (чем больше, тем лучше), а также наличие круглосуточного федерального номера, по которому клиенты фонда могут узнать интересующую их информацию. Кроме того, очень желательно наличие личного кабинета клиента на сайте НПФ (в нем должна отражаться информация о движении денежных средств на пенсионном счете застрахованного лица).
Важно!
До 1 января 2016 года все НПФ должны пройти проверку Банком России и в обязательном порядке присоединиться к системе гарантирования накоплений пенсионных средств. Новое законодательство подразумевает, что средства накопительной части пенсии, направленные в НПФ, даже при ликвидации фонда будут возвращены застрахованным лицам.
До 1 января 2016 года все НПФ должны пройти проверку Банком России и в обязательном порядке присоединиться к системе гарантирования накоплений пенсионных средств. Новое законодательство подразумевает, что средства накопительной части пенсии, направленные в НПФ, даже при ликвидации фонда будут возвращены застрахованным лицам.