Напомним, приказом Минобрнауки РФ утвержден список из четырех словарей, содержащих нормы современного русского литературного языка при его использовании в качестве государственного языка Российской Федерации. Приказ вступил в силу в День знаний - 1 сентября «официальными» стали «Орфографический словарь русского языка» Брониславы Букчиной, Инны Сазоновой и Людмилы Чельцовой, «Грамматический словарь русского языка» под редакцией Андрея Зализняка, «Словарь ударений русского языка» Ирины Резниченко и «Большой фразеологический словарь русского языка» с комментариями Вероники Телия.
Вот какие примеры нововведений приводят различные СМИ. По мнению создателей одного из этих словарей, кофе может быть как мужского, так и среднего рода. Так что словосочетание «крепкое кофе» теперь «в законе». Еще одно слово, вызвавшее полемику среди филологов и журналистов, касается людей, вступающих в брак. Их предлагается называть не «брачующиеся», а «брачащиеся». Словарь «близок» к народу настолько, что теперь можно самому выбирать - подписывать дОговор или договОр...
За комментарием мы обратились к преподавателям филологического факультета Казанского университета. Доцент кафедры современного русского языка КГУ кандидат филологических наук Людмила Костычева сказала:
- В начале учебного года всем, кто признает своим государственным языком язык русский, именно государство преподнесло сюрприз - не иначе как приказало повиноваться нормам всего лишь четырех словарей. Не обсуждая достоинства и недостатки этих словарей, не перечисляя другие - поверьте, не менее весомые научные издания и, безусловно, соглашаясь с тем, что соблюдение норм является залогом существования и развития языка, заметим: язык - это не продукция отечественного автопрома, которую можно рекомендовать и даже навязывать потребителю.
Язык - это часть духовной культуры народа. Он как формируется, так и видоизменяется - медленно, поступательно и всегда мотивированно реальностью. Какая жизнь - такой и язык. Вынужденный обслуживать сложнейшее экономическое, политическое, научное, информационное, религиозное, культурное существование нашего государства, язык, как это было во все времена, предлагает на выбор языковые варианты абсолютно для любых речевых ситуаций. Проблему, что, как и почему выбирать, никакими приказами не решить. Легче разработать систему штрафов для тех, кто свободу слова понимает буквально - как манеру выражаться. Наказывать всех, кто по долгу службы связан с публичным общением, но в пределах нормы ни сказать, ни написать не может. Как штрафует ГАИ за нарушение Правил дорожного движения. И государству полезно, и русскому человеку будет невыгодно быть невоспитанным и необразованным.
А если серьезно - вопросы кодификации самого языка, выработка серьезной и действенной программы мер по его сохранению и развитию требуют времени и скрупулезного труда со стороны каждого, кто знает свой язык, ценит его, разбирается в законах его функционирования, не лишен чувства собственного достоинства, чести и стыда, а главное, понимает, что целостность языка - это и залог государственной безопасности. С разговоров о кризисе языка разумнее переключить внимание на кризис человека, пользующегося русским языком.
И не стоит драматизировать ситуацию, а взбудораживший общественность приказ воспринимать как долгожданную попытку политическими средствами отреагировать на действительно опасную ситуацию безобразного обращения с русским языком. Язык сам способен постоять за себя. Он пережил не один период нарастания вариативных форм и ждет от нас лишь помощи в воспитании языкового вкуса. Только массовость и регулярность употребления того или иного варианта окончательно определит его нормативный статус.