Картинам художника Александра Головина присуща некоторая избыточная яркость, карнавальность и иллюзорность, что, в принципе, и было характерно для его европейских современников.
Картины мастера были очень своеобразны по своей композиции, насыщены выразительными линиями и ажурным, тонким рисунком. Гамма цветов в его произведениях была построена с помощью резких контрастов и порой доходила почти до крикливости. Яркая пестрота и иллюзорность, навеянные творчеством европейских мастеров, создавали условности игры и театральности. Изобразительные приемы, используемые художником, иногда перекликались с творчеством Врубеля, отличаясь от них, тем не менее, более жесткой постановкой акцентов и контуров.
Немаловажное влияние на характер творчества оказала его учеба в знаменитой Поливановской гимназии, из стен которой вышли многие знаменитые поэты, и где живописец проникся любовью к театру.
С помощью своих картин и декораций Головин показывал свое видение окружающего мира и происходящих в нём действий.
Художник Архип Куинджи относится к представителям пейзажного направления в живописи.
Еще в детстве проявилась у Архипа любовь к рисованию: он рисовал везде, где только получалось, – на заборах, стенах домов, обрывках бумаги. В 1860–1861 годах Куинджи едет в Петербург, где дважды делает неудачные попытки поступить в Академию художеств. И только через 7 лет, когда Куинджи написал картину «Татарская сакля», похожую на полотна Айвазовского, его приняли вольнослушателем в Академию художеств, и он получил звание неклассного художника.
Куинджи довольно много путешествовал. После поездок, например, на Кавказ и в Крым появились многочисленные зарисовки: “Казбек вечером”, “Эльбрус”, “Лунная ночь”, “Пятна лунного света” и прочие.
Пейзажам Куинджи присущи необычайно красивые места, пронизанные прозрачной дымкой, с причудливыми световыми потоками. Его картины всегда волнуют и зачаровывают зрителей. Часто на показах его работ достаточно было лишь одной картины, для того, чтобы эти показы прошли успешно. Пейзажист Куинджи смог найти свой неповторимый и единственный технический метод отображения прозрачности и света.