Казань могла бы создать сеть киосков прессы, не имеющую аналогов в России

Недавно в России законодательно установлен норматив, определяющий минимальное количество газетных киосков в населенных пунктах, - один на 588 жителей.

news_top_970_100

В Казани для его реализации необходимо установить более 2000 новых точек распространения печатных изданий. На сегодняшний день это невозможно - такую оценку ситуации дал исполнительный директор ЗАО «Горпечать» Зуфар Хакимзянов в беседе с «КВ». Почему это так и что нужно сделать, чтобы ситуация изменилась?

- Зуфар Закариевич, как вы оцениваете новый норматив?
- Это вторая попытка узаконить ситуацию с распространением прессы и привести ее к некоторому статистическому соответствию. Несколько лет назад выходил закон, носивший исключительно рекомендательный характер. Откровенно говоря, его просто проигнорировали. Новый норматив четко регламентирует минимальное количество торговых точек, распространяющих прессу: один киоск на 588 жителей населенного пункта. Это не просто много, а очень много - близко к европейским стандартам. Реализовать такой стандарт в России будет крайне сложно. В европейских странах, в особенности во Франции, где основой менталитета граждан является плюрализм, отрасль всячески поддерживают. Это не только четко регламентированное минимальное количество точек продажи прессы, но и прямые дотации из бюджета, а также послабления по налогам и арендной плате.

- Каким количеством торговых точек располагает сейчас ЗАО «Горпечать» в Казани?
- Наша сеть на сегодняшний день владеет 112 киосками, но функционируют из них только 60. Еще в 2012 году все из них работали, более того, «Горпечать» арендовала ряд точек в торговых центрах города. Но с 2009-го наша отрасль стала испытывать определенные сложности.

Во-первых, был ограничен перечень сопутствующих товаров, разрешенных к продаже в газетных киосках. Эта мера сильно снизила их проходимость. В наши дни пресса не является продуктом целевого спроса, все чаще становясь товаром импульсного спроса. Проще говоря, подходя к киоску, чтобы купить сигареты, человек может обратить внимание на заголовки газет и приобрести одну из них.

Во-вторых, изменилась система налогообложения. Бизнес-модель нашей сети, как и многих других, была построена на ЕНВД или вмененке, как ее чаще называют. С ее отменой налоги для сетей распространения печатной продукции значительно выросли. На сегодняшний день это более 30%, не считая НДС, который ранее также не распространялся на нас.

В-третьих, это арендная плата, которая также выросла в пять раз. При этом количество проданных копий печатных СМИ с каждым годом падает.

- А другие сети?
- На улицах города сейчас работают только киоски «Горпечати». Раньше в таком формате работали киоски «Роспечати», но даже эта компания при ее финансовых возможностях не выдержала нынешних условий рынка. Остальные сети располагают еще примерно 200 точками в магазинах и торговых центрах города. Но следует понимать, что этот бизнес конечен - арендная плата там растет, а количество проданных копий падает. При этом в арендуемых точках нельзя торговать иными товарами, ведь арендодателю выгоднее сдать под эти цели другие площади. Таким образом, вскоре этот бизнес станет нерентабельным.

- Способны ли существующие в Казани сети по реализации печатной продукции удовлетворить требования нового норматива?
- В нынешней ситуации - нет. Даже если случится чудо и нам без аукционов, где придется конкурировать с фастфудом, цветами и тому подобным, дадут новые площади под киоски, у бизнеса просто не будет денег на строительство. При этом спрос на этот вид услуг, который, кстати, гарантируется конституционным правом на свободный доступ граждан к информации, существует. Жители многих районов и поселков периодически обращаются к нам и в СМИ с просьбой установить в том или ином месте газетный киоск, но у «Горпечати» на это нет денег.

- Какой выход из ситуации?
- В Москве власти выделили средства, на которые будет построено несколько тысяч газетных киосков, сразу сданных в аренду бизнесу. Несколько сотен торговых объектов уже сдано. Казань могла бы пойти по тому же пути. Главной проблемой нашей отрасли, по моему мнению, является различие интересов издательств и распространителей. Фактически каждая сторона имеет собственные модели монетизации.

Одним из способов избавиться от этой «пропасти» могло бы стать создание совместного предприятия издателей и распространителей. Для обеспечения нового норматива акционером такого предприятия мог бы выступить и сам муниципалитет. При этом нам есть что предложить городу. При наличии источника финансирования мы могли бы создать сеть, не имеющую аналогов в России. Были бы созданы новые мультимедиа-павильоны, где помимо печатной прессы граждане могли бы получать различные информационные и социально значимые услуги. Например, воспользоваться порталом госуслуг. Туристы могли бы получить подробную информацию о городе и его достопримечательностях. При этом все эти услуги были бы бесплатными. А город одновременно мог бы получать немалую прибыль за счет новых рекламных площадей.

news_right_column_240_400