Казань по темпам строительства давно заняла одну из лидирующих позиций в стране. Но и цены на квартиры в столице Татарстана растут так же быстро, как и этажи в новых жилых комплексах. Если в том году стоимость за квадратный метр составляла чуть более 100 тыс. рублей, то сейчас эта цифра стремится к 140 тысячам за ту же квартиру с предчистовой отделкой.
Люди, желая сэкономить, готовы селиться в отдаленных районах города. При этом учитывая кусающиеся цены новостроек, покупка частного дома, стоимость за «квадрат» которого значительно ниже, становится все актуальнее. К тому же, застройщики только и рады возводить новенькие коттеджи в казанских поселках. Даже там, где для них уже казалось бы нет места.
Так, за последние пару лет Салмачи, Константиновка, Большие и Малые Клыки стали больше похожи на китайский Шанхай с его плотно стоящими друг к другу домами, нежели на типичные микрорайоны Казани. В погоне за выгодой строительные компании готовы понастроить коттеджи буквально друг на друге, не вспоминая о противопожарных нормах и совсем не заботясь о будущих жителях. Тем временем власти города закрывают на это глаза, не утруждая себя хоть какой-нибудь проверкой новостроев.
Насколько законна такая плотная застройка, почему исполком не инспектирует новые коттеджи, и как живется казанцам в одном из самых застроенных жилых массивах сегодня, – читайте в материале «Казанских ведомостей».
В переполненном районе нет ни тротуаров, ни магазинов
О жизни в застроенных до отказа микрорайонах Казани ходят легенды. Рассказы о пробках, отсуствии инфраструктуры и социальных объектов давно стали неотделимы от названий некоторых мест города. Я решила съездить в не столь отдаленные Большие Клыки и провести одно утро вместе с жителями поселка, чтобы самой убедиться, как устроена жизнь в этих местах.
В семь утра я уже была на Октябрьской улице в Клыках. С приобретением статуса города поселок заметно повысил свою привлекательность. Сейчас вместо дач на участках «выросли» солидные коттеджи, а вместе с тем некогда излюбленное место огородников превратилось в «кормушку» для застройщиков. И пока на Мамадышском тракте начинали скапливаться пробки из автомобилистов, едущих из соседних микрорайонов, в этом поселке жизнь только начиналась.
Первое, что я вижу, – солидную даму, закрывающую дверь двухэтажного дома, расположенного недалеко от проезжей части. Она садится в припаркованную рядом «Мазду», на заднем сидении устраиваются ее дети, мама отвезет их в школу.
Из скромного дома по соседству появляется еще одна женщина. У нее автомобиля нет, поэтому она пойдет пешком до ближайшей остановки. Либо на «Жилой массив Большие Клыки», от которой ходят всего два автобуса — №70, который по сути и не выезжает за пределы Советского района, и автобус №71 «Константиновка — Горбольница №5», проезжающий центр города. В случае, если не подойдет и он, то есть альтернатива – остановка «Переулок Дуслык», там в списке останавливающегося транспорта на один автобус больше.
Чуть позже на улицах поселка появляются дети. Из-под курток виднеется школьная форма, а за спиной рюкзачки. Эти ребята, видимо, учатся где-то недалеко от дома, относительно рядом от Клыков есть три школы и один лицей. В противном случае добираться до учебных заведений детям придется на общественном транспорте. Тем временем на остановках уже скапливаются люди. В это морозное утро свой автобус они ждут на улице, ведь в Советском районе нет ни одной теплой остановки, пусть и с бездомными внутри.
Недалеко от меня, по дороге, идет весьма бодро пенсионерка. Видимо, женщина уже привыкла одолевать снежную кашу под ногами и периодически останавливаться, чтобы пропустить машины. Тротуаров в Клыках нет — дорога одна для всех. Сугробы на улицах поселка выше человеческого роста, видимо, снег не вывозят, а просто сгружают в кучу. Это создает проблемы для автолюбителей, ведь за таким сугробом увидеть другую машину за поворотом невозможно.
Машинам негде разъехаться, а дороги завалены снегом
С пробуждением микрорайона на дорогах появляется все больше автомобилистов, они лихо лавируют между друг другом — ширина улицы едва позволяет разъехаться двум машинам. Чуть не становлюсь свидетелем аварии: выехавшее из-за поворота авто едва успевает притормозить, уступив дорогу другому. Но водителей можно понять, все они стараются успеть покинуть дома до начала пробки на перекрестке из Клыков к Мамадышскому тракту. Дорога до центра города от ближайших микрорайонов всего одна.
Пожилых людей в поселке будто и нет, видимо, пенсионеры предпочитают оставаться дома, опасаясь пострадать на зимних, скользких дорогах. Да и выходить им особо некуда — в поселке нет ни парков, ни других зон отдыха. Как правило, в старых микрорайонах земли под социальные объекты или хотя бы магазины просто-напросто не выделяются. Например, ближайшая «Пятерочка» находится на Хайдара Бигичева, 34. Расстояние до нее от Октябрьской улицы более километра.
Минуя опасный перекресток, на котором чуть не столкнулись машины, я иду по центральной улице поселка дальше и натыкаюсь на новенькие коттеджи. Жителей в этих домах пока нет, объявлениями об их продаже пестрят все сайты недвижимости.
Причем дома на Октябрьской настолько идентичны, что риелторы даже не утруждают себя сфотографировать их по отдельности. Просто «заливают» одни и те же фото в разные объявления. Цены гораздо привлекательнее стоимости квартир. Коттедж в 115 кв. м обойдется покупателю в 11,1 млн рублей, – чуть более 96 тыс. за метр. В то время как «квадрат» квартиры – около 140 тыс. рублей.
Все дома расположены не вдоль основной дороги, к этим коттеджам застройщики создают отдельную подъездную дорожку. К муниципальной земле она не относятся, поэтому и снег городские службы с нее убирать не обязаны. Сейчас, когда в домах никто не живет, проезжая часть завалена снегом.
Дома этой хаотичной застройки на Октябрьской улице расположены чуть ли не друг на друге. Такая плотная застройка начала появляться в Клыках примерно с 2015 года, рассказывает местный житель Максим, жалуясь, что теперь его некогда стоящий на пустыре маленький домик полностью окружен двухэтажными коттеджами.
«По кругу у меня одни соседи теперь. Раньше такого не было, а теперь все „палят« везде. Дурдом. Теперь и пробки каждый день — Мамадышский тракт, а перекресток у нас вообще проблематичный (Мамадышский тракт — Трудовая)», — поделился мужчина.
Какие лазейки в законодательстве нашли застройщики и почему МЧС не проводит проверку
Но как бы ни ругался Максим, застройщик все выполнил по закону, хоть и механизм такой плотной застройки весьма хитрый. Строительная фирма покупает большой участок и делит его на несколько маленьких, на каждом из которых возводит по дому. При этом земли зарегистрированы не как для строительства «индивидуального жилого дома» с нормой участка в четыре сотки, а как земли для ведения личного подсобного хозяйства. По закону, минимальный размер такого участка не устанавливается.
Но если с точки зрения закона никаких проблем нет, то как быть с безопасностью? Согласно Бюро технической инвентаризации Татарстана, минимальное противопожарное расстояние между кирпичными домами должно составлять шесть метров. При этом между домом и забором должно быть три метра. На этом фото видно, что расстояние до забора не больше одного, да и между домами никак не получится высчитать шесть.
И сможет ли проехать пожарная машина в случае беды? По правилам, минимальный проезд для транспорта МЧС — 3,5 метра. На Октябрьской улице это соблюдено. Но если проехать к новым домам можно, то развернуться в этом тупике точно не получится.
Однако по нормам развороты в таких проездах должны быть не менее 15×15 метров. К тому же, доступ пожарной техники к дому должен быть обеспечен со всех его сторон, у этих построек со всех сторон только дома соседей.
При этом все эти коттеджи отмечены на кадастровой карте, а значит, зарегистрированы и в Росреестре. Предполагается, что с документами у застройщика все в порядке, то есть противопожарную безопасность кто-то да проверял. Но на деле все оказывается иначе. Как мне пояснили в пресс-службе ГУ МЧС России по Татарстану, коттеджи они не проверяют уже с 2007 года.
«МЧС России не принимают участие в строительстве от слова совсем. <...> Уже 15 лет прошло, а люди до сих пор думают что кто-то что-то тут прям это [проверяет]. Нормативы существуют, но их соблюдением и прочими требованиями на этапе проектирования, строительства и ввода в эксплуатацию занимается не МЧС», — ответил мне начальник отдела по работе со СМИ Андрей Родыгин.
Пока мэрия возится с бумажками, новострои возводятся с явным нарушениями
Я решила выяснить, кто же проверяет и принимает новенькие дома в Казани, если это делает не МЧС, и отправила запрос в мэрию. Уж там-то точно должны знать, кто следит за порядком застройки на территории города. Но в администрации мне ответили, что у муниципалитетов нет полномочий по надзору в сфере строительства.
«Согласно Градостроительному Кодексу РФ, ответственность по соблюдению норм и требований при строительстве индивидуального жилья (ИЖ) несет сам застройщик», — говорится в сообщении.
В мэрии добавили, что надзор в строительной сфере осуществляет Госстройнадзор РТ, однако проверки в частном секторе носят заявительный характер. Но в документах инспекции строительного надзора сказано, что государственный надзор на объектах индивидуального жилищного строительства они не осуществляют. Согласно закону, ведомство не посещает с проверкой ни садовые, ни жилые дома, если в постройке менее трех этажей.
«Привязывать схематоз к законам — х*рня»: что думают юристы о новых домах
Я поверить не могла, что в республике абсолютно никакие представители власти не занимаются проверкой частной застройки и направила в Госстройнадзор запрос. Мои усилия оказались напрасными. В ведомстве подтвердили, что соблюдение нормативов при строительстве лежит на самом застройщике. А проверка инспекции носит исключительно заявительный характер, например, если на владельца дома, построенного с нарушениями, пожалуется сосед. Также основанием для проверки являются поручение российского Правительства, Президента республики и требование прокурора о проведении надзорного мероприятия. Иного не предусмотрено.
В Госстройнадзоре отметили, что в соответствии с законами, если проверка и проводится, то исключительно на соответствие параметрам застройки. «Проверка соблюдения требований противопожарной безопасности не предусмотрена»,- говорится в ответе на запрос. Но как одно может исключать другое, мне не ясно.
В инспекции мне также объяснили, как проходит процесс возведения нового дома по всем бумагам. Так, если я захочу построить на своем участке дом, мне нужно уведомить об этом исполком. После этого необходимо отправить им не только документы на землю, но и технический план будущей застройки, который должен соответствовать всем нормативами. После этого я смогу получить разрешение на строительство. По окончании строительных работ, я обязана вновь отчитаться перед мэрией.
Также необходимо вызвать кадастрового инженера, который должен сделать замеры моей постройки и поставить новый дом на кадастровый учет. После этой процедуры моя постройка официально зарегистрирована в Росреестре и отражается на кадастровой карте города. Но даже здесь есть свои нюансы.
Сейчас кадастровые работы проводятся не везде, часто это просто спутниковая съемка. Это означает, что нарушения в строительстве моего дома могут и не зафиксировать. Мэрия просто проверит бумаги, а проверять лично никто не придет, рассказал юрист Рустем Зигангиров.
Впрочем другой специалист мне ответил, что «привязывать схематоз к законам — х*рня». То есть, по его словам, соотносить хаотичную застройку с имеющимися в законах нормативами бесполезно, а в поисках проверяющих этих домов невозможно найти концов.
«Мы сделали много ошибок»: Минниханов уже обратил внимание на проблему
Так и получается, что пока ведомства не утруждают себя проверкой новостроев, не отправляя на место сотрудника, застройщики будут продолжать регистрировать земли на частные лица и бесконечно возводить один дом за другим, не обращая внимание на нормативы.
На то, как расплодились частные застройки, уже обратил внимание Президент республики Рустам Минниханов. Он призвал пресекать хаотичную застройку и рассказал, что отныне планированием развития пригородов будет заниматься новая структура — Институт пространственного развития РТ. При этом Президент отметил, что с контролем такой застройки республика уже опоздала.
«Очень много ошибок за это время успели наделать. А ошибки еще будут. У нас около 30 тыс. гектаров в Верхнеуслонском, Зеленодольском, Пестречинском, Лаишевском районах уже переведены. <...> Мы готовы раздавать земли, но строить нужно с учетом тех норм и стандартов, которые определит этот институт [Институт пространственного развития РТ]», — подчеркнул Рустам Минниханов.
Будем надеяться, что новая структура сможет изменить ситуацию, и вокруг горожан будут появляться не только новые дома, но и инфраструктура. В микрорайонах начнут строить просторные школы, появятся тротуары и общественные пространства. А на нарушения в постройке домов обратит внимание хоть кто-то из стоящих у власти.