На выставке впервые представлены планы строений, указы и инструкции о порядке лесозаготовок, книги XVIII века: «Устав морской», «Регламент об управлении адмиралтейства и верфи» и другие документы, рассказывающие об истории возникновения адмиралтейства и Адмиралтейской слободы. Естественно, особый интерес посетителей вызывают модели кораблей, которые в разные годы были сделаны в Казани, навигационное оборудование, корабельное оснащение и инструменты, с помощью которых заготавливали корабельный лес в петровские времена. Эти исторические материалы и экспонаты представлены из фондов Национального музея РТ, Научной библиотеки имени Н.И.Лобачевского КФУ, Российского государственного архива древних актов, Российского государственного исторического архива.
Суда в Казани строились задолго до того, как в 1718 году Петр I издал указ о закладке в нашем городе верфи по строительству кораблей для Каспийского флота. Еще в XVII веке в Казани строились речные и морские суда. Само месторасположение Казани предопределило то, что она стала крупнейшим центром кораблестроения. От города на Волге лежит прямой путь до Каспийского моря. Но удавалось доставлять суда и на Балтийское, и на Азовское моря. Например, в 1710 году из Казани на Балтику перешли пять кораблей. Это был тяжелый, титанический труд - суда везли и по воде, и по суше, прорывая каналы в любую погоду.
Казанское адмиралтейство было крупнейшим центром судостроения на Волге. Расположилось оно у Зилантова Успенского монастыря, на берегу реки Казанки, у татарского села Бишбалта. Один из интереснейших экспонатов выставки - горизонтальный спил ствола дуба, возраст которого 180 лет. Как рассказал сотрудник научно-экспозиционного отдела Национального музея РТ Виталий Зайцев, суда на верфях Казанского адмиралтейства строились из местного материала. Здесь росли вековые дубы и корабельные сосны. Масштабы строительства были огромные, поэтому леса быстро вырубались. Но позже на смену деревянным кораблям пришли металлические.
Адмиралтейство было укрепленным объектом. Вокруг его цехов был вырыт ров, наполненный водой. Помимо защитной функции от нападения разбойников и пожаров ров выполнял и чисто техническую задачу - там, в соленой воде, вымачивали деревянные детали для кораблей. Морение дуба - процесс долгий, он длился несколько лет.
Строительство корабля - целая наука, здесь все должно быть точно, без ошибок. Не зря же говорили: «Сто профессий - один корабль». На верфях работали не только инженеры, плотники, пильщики, столяры, кузнецы, но и другие специалисты. Были среди работников и конопатчики: на них была возложена ответственная работа - законопачивать швы между деревянными деталями, чтобы в корабле не было течи. Но течи все-таки случались, поэтому на судах ставились помповые насосы, сделанные из кожи, которые откачивали воду. При Петре I в Казани был основан помповый завод. Он относился к адмиралтейству, но располагался не в Адмиралтейской слободе, а в Суконной. Кстати, после ликвидации адмиралтейства в Казани продолжалась заготовка корабельного леса и так называемых помповых кож. Производство кож для насосов существовало в Казани до 60-х годов XIX века.