На фото: кинотеатр "Электра", затем - "Татарстан".
Продолжение. Начало в №106 за 20 июля или здесь. Продолжаем публикацию интересных моментов истории кинематографа в Казани из готовящейся к изданию книги доцента, завкафедрой киновидеотворчества Казанского университета культуры и искусств Елены Алексеевой.
Мода на кинотеатры в Казань пришла только в начале XX века. На первоначальном этапе развития синематографа под кинотеатры (а точнее сказать, просмотровые залы), как правило, переоборудовали жилые помещения. Так было в крупных городах России, в том числе и в Казани.
Первое сообщение о кинотеатре в Казани появилось 13 ноября 1906 года в газете «Волжский курьер», где говорилось, что открылся постоянный «Театр-кинематограф Л.Бови», располо¬жившийся на Воскресенской улице. Этот зал был открыт в Чернояровском пассаже. Синематограф Людвига Бови обслуживал казанцев около двух лет, еженедельно меняя свой репертуар по четвергам. Поначалу киносеанс длился не более получаса, поскольку ни один из фильмов программы не превышал по своему метражу 100 метров. Вот некоторые из характерных киноафиш этого зала: «Брак с сумасшедшим», «Месть босяков», «Германские амазонки», «Из любви к победе» (комическая), «Тренировка и бега лошадей в Англии», «Уборка вишен», «Герой народного праздника».
Однако заведение Бови еще нельзя было назвать кинотеатром в полном смысле этого слова, поскольку очень часто (вероятно, из-за отсутствия новых кинолент) он сдавал зал под выступления ярмарочных и цирковых аттракционов вроде «знаменитого гладиатора-силача Морро», загадочной «женщины-змеи красавицы шведки», «русской субретки мадемуазель Зининой».
В марте 1908 года на имя казанского губернатора М.В.Стрижевского стали поступать прошения о разрешении открыть театры-кинематографы. И первое такое прошение подала в марте 1908 года вдова надворного советника М.А.Котелова, решившая открыть кинотеатр под названием «ХХ век» на Рыбнорядской улице.
Стремление стать владельцем кинозала говорит не столько о модной тенденции того времени, сколько о выгодности вложения капиталов в этот развлекательный бизнес. В июле мещанин Г.А.Розенберг просит «выдать разрешение на открытие кинематографа в арендуемом помещении в городском Пассаже», который стал носить название «Пассаж».
Провизор Ю.Ф.Гренинг в августе 1908 года написал прошение, желая открыть на Большой Проломной улице в доме Красниковой кинематограф, который получил название «Аполло» (в здании, где с 1950 года располагался кинотеатр «Татарстан»).
В то же время поступает множество заявлений от казанских купцов и предпринимателей. Кино демонстрируется уже не только в специально оборудованных для этих целях зданиях, но и в ресторанах, трактирных заведениях, гостиницах... Так, казанский купец И.А.Сметанин получил разрешение на открытие кинематографа в здании гостиницы на Устьинской пристани. В другом прошении он же просит позволения утроить показ картин в своем ресторане на Ближнем Устье.
В апреле 1908 года казанский мещанин В.Г.Распопов избрал для демонстрации фильмов летом помещение, находящееся в «нижней части сада «Черное озеро», служащее в зимнее время теплушкой при катке», и получил на это разрешение!
В здании фотографии «Рембрандт» на ул. Воскресенской владелец А.Х.Зимсон в мае 1908 года открывает согласно дозволению кинематограф «без буфета и кофейной с соблюдением противопожарных правил».
Всего в 1908 году в Казани было открыто восемь театров-кинематографов и около двух десятков ресторанов, гостиниц и трактирных заведений получили право установки киноаппаратов для демонстрации картин. Основная часть таких киноустановок находилась, бесспорно, в центре Казани - двадцать две, в том числе в восьми кинотеатрах.
В середине мая сообщается о церемонии открытия Казанской международной выставки. На ее территории «очень красивое и поместительное специальное здание возведено под выставочный синематограф». Кинотеатр под названием «Жизнь» «открыт с 4 дня. Сеансы ежечасно. По окончании (11 час. вечера) отход трамвая».
Процесс открытия новых кинотеатров не прекращался и в последующие годы: в апреле 1912-го - в Адмиралтейской слободе, в январе 1913-го появился театр «Люкс» в доме Кекина на улице Лядской, в августе 1914 года новый театр-кинематограф начал свою работу в Пороховой слободе... В декабре 1914 года сообщается об открытии «Большого театра» Г.А.Розенберга на Большой Проломной (сегодня это Казанский академический русский Большой драматический театр имени В.И.Качалова), где наряду со спектаклями демонстрировались кинематографические сеансы.
Два вида искусства параллельно существовали и в «Театре миниатюр», созданном в Казани по образцу действовавших в Петербурге, Киеве, Одессе и Харькове. С этой целью было арендовано помещение на Проломной улице в доме Соломина (здесь находился кинотеатр «Урания»). Репертуар «Театра миниатюр» состоял из комедий, фарсов, одноактных драм, опер, оперетт, балетов, водевилей. Здесь же демонстрировался и кинематограф.
С 1915 года в Казани началось строительство зданий, предназначенных специально для кинотеатров. Надо отметить, что до этого они устраивались в уже построенных зданиях, которые раньше эксплуатировались как жилые частные дома, использовались под магазины, типографии, рестораны...
На Арском поле в июне 1915 года в специально построенном здании открыли кинематограф «Палас», который действовал до середины 30-х годов.
Количество киноустановок, располагавшихся в гостиницах, ресторанах и трактирах (около двух десятков), с началом Первой мировой войны заметно сократилось: все трактиры были закрыты (в связи с введением сухого закона), а их помещения отданы под нужды военного времени - как правило, для лазаретов.
Число же кинотеатров продолжало расти, несмотря на общественные и социальные катаклизмы: к концу 1915 года их было шестнадцать. И это количество сохранялось до середины 1917 года. После Октябрьского переворота оно сократилось наполовину.
Повышенный интерес к синематографу выявил неожиданную проблему: безопасность зрителей. В газете «Казанский телеграф» в 1911 году опубликована статья под названием «Переполнение кинематографов». Цитата из нее: «Публика, особенно по вечерам, переполняет зрительные залы кинематографов. Все это было бы хорошо, но в погоне за лишним рублем владельцы кинематографов продают билеты на входе в неограниченном количестве. И публика, особенно дешевых мест, выйдя уже в зал, не может разместиться на местах и скапливается в проходах. Не дай Бог, произойдет какой-нибудь несчастный случай, паника...»
Это было своеобразное предчувствие возможной беды и попытка ее предотвратить. И беда грянула! Буквально все российские газеты опубликовали подробности страшного пожара, вспыхнувшего на станции Бологое Николаевской железной дороги в деревянном здании, временно нанятом под демонстрацию фильмов. Зал, рассчитанный на 400 человек, был полон. Вспыхнувшее пламя мгновенно охватило помещение, возникла паника, и в результате заживо сгорели около двухсот человек...
На это происшествие мгновенно отреагировал «казанский обыватель», как он сам себя отрекомендовал, написавший на имя губернатора анонимку, в которой докладывал, что «ввиду последних событий в кинематографе на станции Бологое, желаю Вашему Высокопревосходительству указать на наши казанские кинематографы, которые в пожарном отношении представляют из себя в полном смысле могилу для публики...»
Российское министерство внутренних дел мгновенно отреагировало на это событие, разослав 25 февраля 1911 года официальный документ, где говорится, что «кинематографы являются очень опасными в пожарном отношении и требуют при устройстве принятия самых строгих мер предосторожности...»
Техническим отделением Казанской губернской земской управы на имя казанского губернатора послано прошение, в котором, в частности, говорится: «Губернская Управа имеет честь покорнейше просить Ваше Превосходительство издать означенные правила в форме обязательного постановления Губернского Собрания для всей Казанской губернии».
Первый параграф данного документа гласит, что «кинематографические театры могут быть устраиваемы как в каменных, так и в деревянных зданиях. В каменных зданиях - не выше второго этажа, а в деревянных - только в первом.
Воспрещается устраивать кинематографические театры в подвальных этажах, т.е. в таких, уровень пола которых ниже поверхности прилегающей улицы или двора».
Документ содержит подробнейшее описание обустройства кинотеатра, обговорено буквально все: количество стульев, кресел, расстояние между ними, конкретные правила противопожарной безопасности...
Интересно, что эти правила практически без изменений действуют уже более ста лет.
Продолжение. Начало в №106 за 20 июля или здесь. Продолжаем публикацию интересных моментов истории кинематографа в Казани из готовящейся к изданию книги доцента, завкафедрой киновидеотворчества Казанского университета культуры и искусств Елены Алексеевой.
Мода на кинотеатры в Казань пришла только в начале XX века. На первоначальном этапе развития синематографа под кинотеатры (а точнее сказать, просмотровые залы), как правило, переоборудовали жилые помещения. Так было в крупных городах России, в том числе и в Казани.
Первое сообщение о кинотеатре в Казани появилось 13 ноября 1906 года в газете «Волжский курьер», где говорилось, что открылся постоянный «Театр-кинематограф Л.Бови», располо¬жившийся на Воскресенской улице. Этот зал был открыт в Чернояровском пассаже. Синематограф Людвига Бови обслуживал казанцев около двух лет, еженедельно меняя свой репертуар по четвергам. Поначалу киносеанс длился не более получаса, поскольку ни один из фильмов программы не превышал по своему метражу 100 метров. Вот некоторые из характерных киноафиш этого зала: «Брак с сумасшедшим», «Месть босяков», «Германские амазонки», «Из любви к победе» (комическая), «Тренировка и бега лошадей в Англии», «Уборка вишен», «Герой народного праздника».
Однако заведение Бови еще нельзя было назвать кинотеатром в полном смысле этого слова, поскольку очень часто (вероятно, из-за отсутствия новых кинолент) он сдавал зал под выступления ярмарочных и цирковых аттракционов вроде «знаменитого гладиатора-силача Морро», загадочной «женщины-змеи красавицы шведки», «русской субретки мадемуазель Зининой».
В марте 1908 года на имя казанского губернатора М.В.Стрижевского стали поступать прошения о разрешении открыть театры-кинематографы. И первое такое прошение подала в марте 1908 года вдова надворного советника М.А.Котелова, решившая открыть кинотеатр под названием «ХХ век» на Рыбнорядской улице.
Стремление стать владельцем кинозала говорит не столько о модной тенденции того времени, сколько о выгодности вложения капиталов в этот развлекательный бизнес. В июле мещанин Г.А.Розенберг просит «выдать разрешение на открытие кинематографа в арендуемом помещении в городском Пассаже», который стал носить название «Пассаж».
Провизор Ю.Ф.Гренинг в августе 1908 года написал прошение, желая открыть на Большой Проломной улице в доме Красниковой кинематограф, который получил название «Аполло» (в здании, где с 1950 года располагался кинотеатр «Татарстан»).
В то же время поступает множество заявлений от казанских купцов и предпринимателей. Кино демонстрируется уже не только в специально оборудованных для этих целях зданиях, но и в ресторанах, трактирных заведениях, гостиницах... Так, казанский купец И.А.Сметанин получил разрешение на открытие кинематографа в здании гостиницы на Устьинской пристани. В другом прошении он же просит позволения утроить показ картин в своем ресторане на Ближнем Устье.
В апреле 1908 года казанский мещанин В.Г.Распопов избрал для демонстрации фильмов летом помещение, находящееся в «нижней части сада «Черное озеро», служащее в зимнее время теплушкой при катке», и получил на это разрешение!
В здании фотографии «Рембрандт» на ул. Воскресенской владелец А.Х.Зимсон в мае 1908 года открывает согласно дозволению кинематограф «без буфета и кофейной с соблюдением противопожарных правил».
Всего в 1908 году в Казани было открыто восемь театров-кинематографов и около двух десятков ресторанов, гостиниц и трактирных заведений получили право установки киноаппаратов для демонстрации картин. Основная часть таких киноустановок находилась, бесспорно, в центре Казани - двадцать две, в том числе в восьми кинотеатрах.
В середине мая сообщается о церемонии открытия Казанской международной выставки. На ее территории «очень красивое и поместительное специальное здание возведено под выставочный синематограф». Кинотеатр под названием «Жизнь» «открыт с 4 дня. Сеансы ежечасно. По окончании (11 час. вечера) отход трамвая».
Процесс открытия новых кинотеатров не прекращался и в последующие годы: в апреле 1912-го - в Адмиралтейской слободе, в январе 1913-го появился театр «Люкс» в доме Кекина на улице Лядской, в августе 1914 года новый театр-кинематограф начал свою работу в Пороховой слободе... В декабре 1914 года сообщается об открытии «Большого театра» Г.А.Розенберга на Большой Проломной (сегодня это Казанский академический русский Большой драматический театр имени В.И.Качалова), где наряду со спектаклями демонстрировались кинематографические сеансы.
Два вида искусства параллельно существовали и в «Театре миниатюр», созданном в Казани по образцу действовавших в Петербурге, Киеве, Одессе и Харькове. С этой целью было арендовано помещение на Проломной улице в доме Соломина (здесь находился кинотеатр «Урания»). Репертуар «Театра миниатюр» состоял из комедий, фарсов, одноактных драм, опер, оперетт, балетов, водевилей. Здесь же демонстрировался и кинематограф.
С 1915 года в Казани началось строительство зданий, предназначенных специально для кинотеатров. Надо отметить, что до этого они устраивались в уже построенных зданиях, которые раньше эксплуатировались как жилые частные дома, использовались под магазины, типографии, рестораны...
На Арском поле в июне 1915 года в специально построенном здании открыли кинематограф «Палас», который действовал до середины 30-х годов.
Количество киноустановок, располагавшихся в гостиницах, ресторанах и трактирах (около двух десятков), с началом Первой мировой войны заметно сократилось: все трактиры были закрыты (в связи с введением сухого закона), а их помещения отданы под нужды военного времени - как правило, для лазаретов.
Число же кинотеатров продолжало расти, несмотря на общественные и социальные катаклизмы: к концу 1915 года их было шестнадцать. И это количество сохранялось до середины 1917 года. После Октябрьского переворота оно сократилось наполовину.
Повышенный интерес к синематографу выявил неожиданную проблему: безопасность зрителей. В газете «Казанский телеграф» в 1911 году опубликована статья под названием «Переполнение кинематографов». Цитата из нее: «Публика, особенно по вечерам, переполняет зрительные залы кинематографов. Все это было бы хорошо, но в погоне за лишним рублем владельцы кинематографов продают билеты на входе в неограниченном количестве. И публика, особенно дешевых мест, выйдя уже в зал, не может разместиться на местах и скапливается в проходах. Не дай Бог, произойдет какой-нибудь несчастный случай, паника...»
Это было своеобразное предчувствие возможной беды и попытка ее предотвратить. И беда грянула! Буквально все российские газеты опубликовали подробности страшного пожара, вспыхнувшего на станции Бологое Николаевской железной дороги в деревянном здании, временно нанятом под демонстрацию фильмов. Зал, рассчитанный на 400 человек, был полон. Вспыхнувшее пламя мгновенно охватило помещение, возникла паника, и в результате заживо сгорели около двухсот человек...
На это происшествие мгновенно отреагировал «казанский обыватель», как он сам себя отрекомендовал, написавший на имя губернатора анонимку, в которой докладывал, что «ввиду последних событий в кинематографе на станции Бологое, желаю Вашему Высокопревосходительству указать на наши казанские кинематографы, которые в пожарном отношении представляют из себя в полном смысле могилу для публики...»
Российское министерство внутренних дел мгновенно отреагировало на это событие, разослав 25 февраля 1911 года официальный документ, где говорится, что «кинематографы являются очень опасными в пожарном отношении и требуют при устройстве принятия самых строгих мер предосторожности...»
Техническим отделением Казанской губернской земской управы на имя казанского губернатора послано прошение, в котором, в частности, говорится: «Губернская Управа имеет честь покорнейше просить Ваше Превосходительство издать означенные правила в форме обязательного постановления Губернского Собрания для всей Казанской губернии».
Первый параграф данного документа гласит, что «кинематографические театры могут быть устраиваемы как в каменных, так и в деревянных зданиях. В каменных зданиях - не выше второго этажа, а в деревянных - только в первом.
Воспрещается устраивать кинематографические театры в подвальных этажах, т.е. в таких, уровень пола которых ниже поверхности прилегающей улицы или двора».
Документ содержит подробнейшее описание обустройства кинотеатра, обговорено буквально все: количество стульев, кресел, расстояние между ними, конкретные правила противопожарной безопасности...
Интересно, что эти правила практически без изменений действуют уже более ста лет.