Декларируемому лишь на словах главному участнику этого процесса - собственнику не по силам справиться с произволом частных компаний, взявшихся за обслуживание жилого фонда лишь в поисках наживы.Ведь как раньше было? Жилой фонд обслуживался государственными и муниципальными предприятиями, и это не доставляло больших хлопот - ведь дома были построены совсем недавно. Потому больших вложений не требовалось, а жилой фонд обслуживался практически на износ. Это было незаметно в те советские годы, когда дома были еще недавно построены. Но к моменту приватизации они уже заметно одряхлели и в таком виде и были переданы жителям в собственность. Идея реформы в ЖКХ исходила из того, что новые собственники жилья несут полное бремя ответственности за свою личную и общедомовую собственность и соответственно сами должны формировать политику, обеспечивающую содержание дома в соответствии с требованиями закона. В свою очередь властям предписывалось всемерно оказывать помощь населению в развитии обширного рынка услуг. Но институт принципиально новых жилищных организаций не был создан - взамен этого муниципальные ЖЭКи, ЖКУ, ДЕЗы просто сменили вывеску и превратились в УК.В результате большинство собственников жилья, не имея альтернативы, оказалось клиентами тех же организаций и людей, которые и довели ранее состояние жилого фонда до аварийного.Разница состояла в том, что сейчас жители стали перечислять деньги организации, которая не несет никакой финансовой ответственности за свое бездействие и даже хищение. Вся ответственность УК по закону определена суммой уставного фонда (в пределах 10 тысяч рублей). При этом создана система, при которой нет рыночных правил (товар - деньги). Собственник оттеснен на обочину, его обвиняют лишь в бездействии и пассивности. При этом УК болезненно реагируют на появление в ряде многоквартирных домов уполномоченного представителя собственников, которые требуют от них согласования смет, работ и отчетов о проделанной работе.Один из выходов, к которому призывает и руководство страны, - платить только за оказанные услуги. Многие собственники, в том числе и не бедные, начинают понимать, что их просто обманывают и соответственно перестают платить за неоказанные услуги, заблаговременно выставляя претензии. Однако управляющие структуры находят для этого новые пути. Например, не выдавать без оплаты счетов различные справки: при подключении газа, телефона, начислении субсидий, постановке на учет и т.д. Конечно, можно подать на них в суд, но проще заплатить. На что и рассчитывают управленцы…Болезненный вопрос - начисления за непонятно какие ОДН. Например, одна казанская УК собственнику квартиры предъявляет месячный счет за электроэнергию в объеме 798,7 Квт . ч, в том числе по прибору учета - 298 Квт . ч и общедомовые нужды - 500,7 Квт. ч. При этом в 4 подъездах светят по 2 - 3 лампочки и никаких электроприборов более! На сегодня собственники более похожи на крепостных, прикрепленных к монопольному УК, которая решает все по своему желанию.Только государство сможет держать ситуацию под контролем. Его представители должны в плановом порядке проводить обследование технического состояния дома и коммуникаций с выдачей собственникам предписания с перечнем требований к устранению недостатков. Именно собственникам, а не управляющей компании, которые их прячут подальше, а штрафы за бездействия управленцев платятся из платежей населения на обслуживание и ремонт.Эта организация определена Жилищным кодексом РФ. Это - Жилищная инспекция, которая отвечает за контроль и надзор за содержанием дома. И не надо запутывать этот вопрос мнимой ответственностью УК. Они предоставляют услуги и обязаны делать это качественно. Если нет, то через некоторое время они исчезнут и на их месте будет создана новая организация, которая не будет нести никакой ответственности за запущенное имущество. То есть собранные с жителей средства никто не вернет.
Крепостные XXI века
Только при активном участии государства можно навести порядок в реформируемой системе ЖКХ.