Знакомство
Нас встречает подтянутый мужчина средних лет с гладко выбритым лицом и аккуратной стрижкой. Темные, почти черные глаза излучают спокойствие. Он приводит нас в просторную лабораторию, где по периметру стоят компьютеры. На экранах — фотографии расстрелянных пуль и гильз. Двое экспертов внимательно рассматривают изображения.
— Наша деятельность связана с «железками», — комментирует подполковник. — Мы — работники невидимого фронта. С людьми практически не имеем дела.
— А то, что показывают в сериалах о полицейских, похоже на правду? — задаю первый вопрос.
Шакуров смеется:
— Нет, это скорее телевизионный анекдот. Я не смотрю подобные творения. Лучше читайте истории о Шерлоке Холмсе. Интересно! Заодно научитесь анализировать и обращать внимание на важные детали.
На стенах — фотографии боеприпасов всевозможных видов и форм. На подоконниках и столах — аккуратные стопки папок. Повсюду — необычные приборы.
— Один из главных инструментов в нашем арсенале, — показывает Шакуров сравнительный микроскоп. — Он позволяет изучать два объекта одновременно. Например, сопоставлять гильзы и пули. Благодаря этому микроскопу мы можем идентифицировать пули, выпущенные из конкретного оружия.
А вот баллистический сканер, который делает подробнейший снимок помещенного в него объекта.
— Благодаря сканеру мы получаем полную развертку пули, как если бы раскатывали ее сами. Видим все отличительные свойства оружия, из которого был произведен выстрел.
— А что считаете самым интересным в работе своей службы?
— Выезды на место преступления. Я бы назвал этот вид работы творческим. Надо все делать так, чтобы не упустить важную улику, понять, в каком направлении двигаться…
Личное
Ильдар Шакуров — выпускник КХТИ. После окончания вуза год проработал в городе Кингисеппе Ленинградской области на заводе по производству аммиака. Поняв, что промышленное предприятие — не его стихия, вернулся в Казань. Отец его, трудившийся дознавателем и следователем, привел сына в экспертное подразделение: «Посмотри и попробуй. Если твое, останешься!».
Оказалось, что криминалистика — действительно призвание Ильдара Газинуровича. Придя в 2002 году в Советское РУВД Казани на должность эксперта-стажера, остался в профессии навсегда. Получил звание лейтенанта. Прошел обучение и практику. В 2009 году в рамках проведения контртеррористической операции был на Кавказе.
Подполковник уверен, что криминалистике надо учиться всю жизнь. Человечество постоянно наращивает темп технического совершенствования.
— За время моей карьеры сильно изменились методы исследований. Раньше мы рассчитывали на внимательность и наблюдательность, — говорит он. — Теперь эксперты окружены передовой техникой.
Например, в самом начале службы Шакуров снимал места происшествий на пленку, потом печатал фотографии. На процесс уходило много времени. А сколько пленки треснуло на морозе! Современные цифровые технологии во многом упрощают деятельность экспертов.
Супруга подполковника тоже криминалист. Их свела вместе работа. Ильдар Газинурович уверен, что двум полицейским легко найти общий язык и понять друг друга.
— Когда ночью жене звонит мужчина и просит срочно приехать, у меня это не вызывает никаких эмоций и вопросов. У нее та же история.
— Не против, если дети пойдут по вашим стопам?
— Если кто-то из них троих надумает пойти на службу в полицию, буду только рад. Это должен быть самостоятельный и осознанный выбор. Расскажу все что знаю, поделюсь опытом. Но каждый должен думать своей головой.
Будни
Ильдар Газинурович приглашает в свой кабинет. Тут стоят шкафы, забитые документами. На столе — бумаги и фотографии.
— Так и живем, — сообщает подполковник. — Большая часть нашей работы проводится в стенах этого здания. Личный кабинет и лаборатория — вотчина криминалистов.
Как правило, рабочий день эксперта начинается с совещания и получения заданий от руководства. Происходит передача материалов для исследования, составляется график дежурств. Также эксперты принимают участие в производстве следственных действий. Например, присутствуют на обысках, выезжают на осмотр мест преступлений, в суды.
— Вы сопереживаете потерпевшим?
— Я умею отделять работу от личной жизни, — отвечает Шакуров. — Врачи ведь спокойно реагируют на плач людей, испытывающих боль. Они просто занимаются своим делом: зашивают, бинтуют, делают уколы. Так и мы. Работаем. Требуется произвести осмотр предметов, которых мог коснуться преступник, — осматриваем. Надо уложить человеческие останки в пакет — укладываем. Тяжело только, если что-то происходит с детьми. К подобному невозможно привыкнуть!
— Есть ли какая-то взаимосвязь между преступлениями и днями недели?
— Можно взглянуть на календарь и предсказать, что будет. В пятницу и субботу в летний сезон обычно звонят дачники: у нас вилки-ложки украли. Ночь с воскресенья на понедельник — время квартирных краж. А 2 января полицейские разбираются с массовыми драками и пьяными ссорами.
— Какими чертами должен обладать криминалист?
— Главное в нашей работе — желание учиться и не бояться задавать вопросы. Не менее важна логика. Был у нас такой случай. Поступило заявление о краже товарно-материальных ценностей со склада. Пропали компьютеры. Приезжаем на место, ищем следы преступников. В помещении ангара все покрыто толстым слоем пыли. Никаких следов от коробок не обнаруживаем. Все говорит о том, что сюда месяцами вообще никто не заходил! Возникает резонный вопрос: а была ли техника? Оказалось, что компьютеры существовали только на бумаге. Был продан несуществующий товар. Фиктивная сделка. Грамотное построение логической цепочки рассуждений всегда поможет сделать правильные выводы.
Преступники
В кабинет Шакурова постоянно заглядывают люди. Приносят документы, спрашивают о результатах экспертиз. Все в штатском. Интересуюсь у подполковника, носят ли эксперты форму? Ильдар Газинурович дает утвердительный ответ. Полушутя отмечает, что и без спецодежды его коллеги имеют презентабельный внешний вид.
— Профессия сильно на вас влияет?
— Очень. Изменилось отношение к жизни и происходящему вокруг. Стараюсь смотреть на все объективно, мыслить рационально. Такой подход помогает даже в семейных отношениях. У сына проблема в школе с дисциплиной? Сначала выслушаю эмоциональный рассказ мальчика, потом — не менее пылкую речь учительницы. Спокойно подумаю, пойму, где и в чем не правы оба. Поговорю с обеими сторонами, предложу выход из сложившейся ситуации.
В судьбе Шакурова был переломный момент, когда он чуть было не ушел из профессии. Сказалась физическая усталость, излишняя требовательность к себе и окружающим. Но потом Ильдар Газинурович понял, что, оставшись без работы, он потеряет свое «я» и вкус к жизни.
— Большое счастье — найти занятие по душе. Если бы все начинал сначала, пошел бы опять в криминалисты.
— С какими преступлениями чаще всего приходится иметь дело?
— С бытовыми. Соседи, не поделившие выпивку. Муж, возомнивший себя Гераклом и напавший на жену…
— Умные преступники встречаются?
— Они такие же люди, как и мы. Особенными интеллектуальными способностями обычно не отличаются. Помню, задержали как-то преступника, утверждавшего, что он украл из складского помещения 15 холодильников. Мужчина утверждал, что каждый аппарат был собственноручно вынесен им из здания. Наивно полагать, что полицейские поверят в такую историю. Как он мог унести на руках столько тяжелой техники? Где он ее прятал — у себя в квартире? Наивная и нелогичная история. Конечно, мужчина был не один. Там было и транспортное средство, и сообщники. Злоумышленнику просто хотелось повлиять на квалификацию статьи…
Почти 7 вечера. Рабочий день Ильдара Газинуровича заканчивается. Задаю последний вопрос:
— Что помогает вам восстанавливать силы и энергию?
— Ванная комната. Примешь душ — и как новенький, — смеется Шакуров. — А если серьезно — семья. Близкие — настоящий источник вдохновения и сил.