В первый день весны в столице стартовал уникальный автопробег до Владивостока. Казанец Алмаз Гатауллин в одиночку планирует проехать более 8000 километров за 16 дней на "Оке". Маршрут мегапутешествия: Казань - Альметьевск - Уфа - Челябинск - Курган - Омск - Новосибирск - Кемерово - Красноярск - Иркутск - Чита - Хабаровск - Владивосток.
Сразу отметим: пробег не рекламная акция. Алмаз едет исключительно по собственной инициативе и за свой счет при моральной поддержке автоклуба "Ока-Казань". Его цель - испытать себя, а еще доказать, что микролитражке по плечу серьезные задачи. Если это удастся, то, возможно, найдутся спонсоры для одиночной "кругосветки". Нынешний пробег - часть планируемого маршрута. Кстати, при успешном финише во Владивостоке может быть принято решение о продолжении пробега до Мурманска.
Следует отдать должное решительности путешественника. Непрерывного автомобильного сообщения в целом на маршруте нет. К примеру, дорога от Читы до Хабаровска недостроена, и эту часть пути Алмаз должен будет преодолеть по зимнику. В летнее время здесь проберется разве что плавающий вездеход.
Пробег стартовал на Центральном стадионе: впереди гаишный VW Passat с мигалками, за ним Алмаз на белой "окушке" и двухрядная колонна машин провожающих "окаводов". Проводы - до поста ГАИ на челнинской дороге, после чего началось "одиночное плавание". Впрочем, весть о пробеге прошла по Интернету, и в главных пунктах пути нашу "Оку" встречают "продвинутые" автолюбители.
СТРАНИЦЫ ИЗ ДНЕВНИКА ПУТЕШЕСТВЕННИКА
2 марта
Стартовые волнения позади, я второй день в пути. Машина (и я вместе с ней) чувствует себя как рыба в воде. Пусть маленькая двухцилиндровая, но достаточно шустрая рыбка.
После Альметьевска, где ночевал у друзей, начались дороги, по которым я никогда не ездил, пришла радость познавания мира. Чем ближе к Уралу, тем больше горных ландшафтов, покрытых снегами и лесами. Мартовское солнце так прогревает салон машины, что приходится задвигать заслонку печки, хотя на улице минус 10о. Зима была практически без оттепелей, и дороги (почти везде хорошие) выглядят так же, как и летом. Если разогнаться больше 100 км/час, двигатель "Оки" начинает надрывно гудеть, требуя другой резины на колеса. Но я знаю, что впереди могут быть совсем другие дороги, поэтому терплю скорость в 80 - 90 км/час.
К вечеру подъехал к Уфе. Первое небольшое скоростное нарушение - и первая встреча с ДПС. Марка моей машины позволяет рассчитывать на переговорный процесс с благоприятным исходом. Расчет оправдался!
В Уфе ребята из Интернет-клуба "Ока" просто не отпустили меня из города. Замечательно встретили. С такими темпами мой график движения под вопросом.
3 марта
Ребята-уфимцы были правы, когда не отпустили меня вечером в дорогу. Во-первых, красота Уральских гор видна только в дневное время, а во-вторых, красота требует жертв. В жертву здесь (до самого Златоуста) принесены дороги: первые километров 50 покрыты ровной корочкой льда, потом чисто ледяные участки чередуются с посыпанными солью. Местами трасса очень сильно разбита, много мелких камней. Но зато здесь наибольшая концентрация кафешек, дорожных гостиниц и развалов с запчастями. Цены за ночлег - от 70 рублей в теплых списанных ж/д вагонах и от 150 - в небольших гостиницах. По словам администраторов, летом здесь не найти свободных мест, но сейчас не сезон.
В Челябинске - металлургической столице России - я был недолго, поснимал немного город и поехал в Курган, где меня уже ждали. Дорога порадовала хорошим качеством, прямотой и отсутствием дополнительных помех в движении: крутых подъемов, спусков, транзитного транспорта. Ночевал в гостинице "Москва" - 250 рублей за одноместный номер.
4 марта
Курган, известный "оборонкой" и автобусами "КАВЗ", теперь еще и форпост России на границе с Казахстаном. Я бы еще очень много написал, но мешают постоянные поиски компромисса между выполнением графика автопробега и видео- и фотосъемкой, общением с друзьями, осмотром городов и собственно ведением дневника. Так что пора заканчивать - впереди долгая дорога до Омска... По прямой это 520 километров, но теперь около 200 километров трассы "Байкал" проходит через суверенный Казахстан. Проверять, есть ли еще остатки дружбы народов былой страны, мне, как и многим другим автопутешественникам, не хотелось. И поэтому в районе Макушино я повернул на Частоозерье. Дорога петляет среди одиноких деревушек по бескрайним белоснежным полям с небольшими перелесками. Асфальт иногда переходит в ледяной наст, по бокам брустверы снега от грейдеров высотой с "окушку". Захватывает дух - что будет дальше? И тут, как контрастный душ, - отличная асфальтовая дорога, похожая на автобан, - началась Тюменская область.
5 марта
В 0.00 добрался до Омска. Общий километраж от Кургана - 680 км. Еду в самую дальнюю от центра гостиницу "Молодежная" (540 рублей за одноместный номер с завтраком). При заселении после полуночи плата берется только с 12 часов дня, и я решил остаться здесь на две ночи. Днем осматривал город. Понравился центр, особенно красивы два длинных моста через Иртыш.
6 марта
Утром выехал в Новосибирск по трассе М-51. На карте их две (ломаная, по деревням, - видимо, старая). Выбрал прямую - и не ошибся. Почти 600 км ровного асфальта, нет населенных пунктов (они в стороне), очень мало машин и ни одного пешехода - впору устраивать нелегальные гонки. На трассе есть две-три крупные стоянки со стандартным набором - АЗС, СТО, кафе, гостиница. Есть "сервис" помельче, но я выбираю крупный комплекс возле Калачинска - так безопаснее. Перекусил в очень приличном кафе: солянка, яичница, чай - 35 рублей.
Когда пересекал Обь по Дмитровскому мосту в Новосибирске, я поразился величественной панораме города, раскинувшегося на ее берегах. Расспрашивая Владимира (местный "окушник"), пришел к выводу, что Новосибирск планировался не иначе как резервная столица России. Здесь сконцентрированы наука, промышленность и культура.
7 марта
Выехал около полудня - задержала встреча с журналистами. В дороге возле Юрги машину тормознул блюститель порядка, не сразу поверивший, что своим ходом еду из Казани. В Кемерово приехал около 17.00 по местному времени и снова попал "в руки" журналистов с местного телевидения.
8 марта
Женский праздник "порадовал" 35-градусным морозом. Обнаружил, что приспустило правое заднее колесо, подкачал, но это мелочи. Масло в коробке стало похоже на литол - рычаг шевелился с большим трудом. При попытке завести автомобиль подсос не вытягивался - трос замерз в оболочке. Пришлось снимать "кастрюлю" и размораживать трос...
После экскурсии по городу поехал на заправку - в бак под пробку "влез" 21 литр. Сам заправился пельменями у местного "окавода" и в час дня выехал в Красноярск. До города Березовского меня провожают. На въезде в таежный массив около 14.00 попили на дорожку чайку из термоса и попрощались. До следующей остановки - 600 километров. Что ждет меня в пути?
Подготовили Андрей НАЗАРОВ, Антон ШАБАРДИН.