Кто будет строить корабли?

В конце XIX века вблизи Казани по решению Министерства путей сообщения Казанского округа были основаны судоремонтные мастерские. Место для них выбрали идеальное - у села Кабачище рядом с Паратским затоном, где Волга пересекалась с Московско-Казанской железной дорогой.

news_top_970_100

Но и это крупное предприятие, несмотря на успешное продвижение на промышленном рынке, не избежало кадрового голода. Об этой проблеме шла речь на встрече журналистов с руководством завода.

Прежде чем пригласить за круглый стол, пишущую братию провели по цехам: «Увидите, как мы суда строим». Так же как и детские, взрослые корабли начинают свою жизнь с бумажного листа. В проектном бюро инженеры-конструкторы, инженеры-технологи воплощают в чертежах сложные расчеты новых моделей, которые затем переносятся на огромные листы металла. На этом этапе в работу включаются газорезчики и сварщики: вырезают и сваривают детали, те потом, собственно, и собираются в одно большое судно.

Цех секционной сборки встречает нас грохотом и снопом искр. На огромных листах металла словно мураши рассыпался рабочий народ: все движется, режется, варится, а вот уже готова часть кормы. Два мощных мостовых крана синхронно поднимают его и перевозят на следующий участок.

- Требования к работе у нас строгие, сами понимаете - судно, - указывают нам на шов соединений. - Смотрите, как картинка - ровный, без единой зазоринки.

Тем временем переходим на участок сборки скоростных речных пассажирских теплоходов. Серебряные остовы застыли на эстакадах, но уже совсем немного осталось до того момента, когда эти быстрокрылые машины будут рассекать воды Москвы-реки и китайской реки Нанкси. Кстати, с 1961 года завод построил более 300 подобных судов, которые теперь эксплуатируются на реках России и за рубежом: в странах СНГ, Польше, Болгарии, Чехии, Венгрии, Югославии, Китае.

Следующие стапели поражают нас громадными размерами. Где-то там, на высоте 20 метров, как птички из своих гнезд-кабинок, выглядывают крановщицы. Нам остается только догадываться, как им удается разглядеть команды стропальщиков. Идем вдоль корпуса строящегося судна уже минуты две.

- Будущий нефтеналивной танкер, - с нескрываемой гордостью представляют нам возводимый объект. - Длина почти 150 метров, ширина корпуса 17, а высота борта 10 метров. Его ждут во Вьетнаме.

- Работа у нас интересная, не конвейерная, - охарактеризовал позже производство генеральный директор Сергей Ильин. - Очень много специальностей, где нужно проявить творческую смекалку, приложить голову, уметь читать чертежи, знать инженерию. И поэтому обучение и подготовка рабочих и ИТР ведется по особой программе. Того требует специфика предприятия. Заводской центр подготовки кадров сегодня выпускает специалистов по 45 профессиям. В прошлом году здесь обучились более тысячи человек. По отдельным специальностям кораблестроения направляем учиться в Санкт-Петербург и Нижний Новгород. Особое внимание уделяем подготовке сварщиков. То, как обучают в простых профучилищах, нам не совсем подходит, как-никак у нас суда и корабли. Здесь нужна особая квалификация. После прохождения аттестации в нашем центре сварщик имеет право работать со сложными конструкциями, подконтрольными Речному и Морскому регистрам. Кроме того, завод сотрудничает с техническими вузами Казани, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода. Около ста человек обучаются в профильных вузах за счет предприятия. Этих специалистов мы, конечно же, ждем на заводе.

Зарплата на предприятии достойная, средняя - 12,5 тысячи рублей, но у многих хороших специалистов от 20 и выше. Тем не менее, несмотря на такие условия, сейчас завод нуждается в четырех сотнях рабочих. Дефицит связан с расширением производства. Программой технического перевооружения на этот год планируется освоить около 400 миллионов рублей. Проводится масштабная модернизация производства. В связи с этими изменениями на заводе на сегодняшний день наиболее востребованные профессии - рубщика судового, сборщика-достройщика, слесаря-монтажника и еще с десяток специальностей.

news_right_column_240_400