Тете Дусе можно и позавидовать - имеет скромный, но постоянный заработок. А вот более чем 30 процентам казанцев, имеющих доходы ниже прожиточного минимума (по оценке независимого центра социально-экономических исследований при столичном филиале Академии наук РФ), остается сочувствовать - у большинства из них нет ни дополнительного приработка, ни каких-либо накоплений, которые могли бы помочь пережить трудные времена.
Недавно Владимир Путин назвал борьбу с бедностью приоритетной экономической задачей правительства. Но по мнению независимых экспертов (например, из казанского филиала консалтинговой группы "Эксперт РА"), без коренных реформ в налоговой сфере увеличить доходы самых бедных россиян не удастся.
Специалисты ряда инвестиционных компаний России представили недавно правительству план "генерального наступления" на нищету. Участвовавший в разработке программы эксперт "протатнефтевского" московского банка "Зенит" Юрий Каримов пояснил суть революционных предложений реформаторов.
- В масштабах России для победы над бедностью необходимо примерно 7 - 8 млрд. долларов. Для Татарстана, соответственно, будет достаточно 200 - 300 млн. баксов. Этого хватит, чтобы увеличить ставки бюджетникам в 3 - 4 раза. При этом автоматически хотя бы в 2 - 2,5 раза возрастут отчисления в Пенсионный фонд и поползут вверх оклады низшего эшелона в частных компаниях.
- Где же взять эти средства? Опять "грабить" многострадальных нефтяников?
- Необязательно. Увеличение НДПИ и экспортных пошлин на нефть будет способствовать пополнению стабилизационного фонда и латанию почти 300-миллиардных "дыр" (после снижения единого социального) в ПФ. Помимо вечной палочки-выручалочки в виде податей на полезные ископаемые существуют еще налоги на недвижимость и на доходы физических лиц. По нашим расчетам, в первую очередь необходимо ввести прогрессивную шкалу налогообложения для наиболее состоятельных - нынешнее усредненное 13-процентное мыто для всех и несправедливо, и неэффективно.
Идея давняя: апеллируя к мировой практике, налоги для богатых предлагается увеличить на 14 процентов, а с тех, у кого ежемесячные доходы ниже прожиточного минимума, подати не брать вообще. Другой источник пополнения казны - налог на недвижимость, в которую предпочитают вкладывать
сверхприбыли и российские, и татарстанские «буржуа». Ставки можно снизить с нынешних 2 до 0,8 процента, но при этом жестко контролировать налогооблагаемую базу и начислять подати не по смешным оценкам БТИ, а по рыночной стоимости строений. В совокупности оба этих источника, по оценкам авторов, способны пополнить только бюджет Татарстана на 300 - 400 млн. долларов. Тем более что порядок и размеры взимания налога на недвижимость - прерогатива местных законодателей.
Напрашивается вопрос: кто и как будет определять уровень доходов физ. лиц, с которых предполагается брать повышенную 27-процентную «дань»? И не уйдут ли при этом сверхбогатые дружно в тень? Ответа нет, но взамен разработчики предлагают дальнейшую оптимизацию ЕСН - снизить «социалку» до 10 и 5 процентов при уровне зарплаты персонала не в 300 - 600 тыс. рублей в год, а в 160 - 200 тысяч. Подтолкнет ли это работодателей выплачивать ежемесячную зарплату по 10 «кусков» - сомнительно. Да и парламентарии вряд ли пойдут на дальнейшее уменьшение социальных податей.
Главный же вопрос, который возникает при анализе программы, - распорядятся ли чиновники полученной налоговой добавкой по назначению? Предположение, что все предержащие власти кровно заинтересованы в увеличении благосостояния населения, мягко говоря, наивно. Думается, ожидаемые прибыли казны уйдут куда угодно, но не на рост зарплат в бюджетной сфере. А это значит, что тетям Дусям и тысячам других обездоленных казанцев по-прежнему самим заботиться о собственном выживании. В условиях непрекращающегося экономического роста, который, однако, вовсе не ведет к автоматическому улучшению уровня жизни.
Дмитрий ВИШНЕВСКИЙ.