Лучший инженер России живет в Зеленодольске

Заместитель главного металлурга ОАО «Зеленодольский завод имени А.М.Горького», кандидат технических наук Марат Саубанов стал победителем Всероссийского конкурса «Инженер года» в номинации «Цветная металлургия».

news_top_970_100

Стартовал без подготовки

Марат Нинарович пришел на судостроительный завод после окончания Горьковского политехнического института в 1991 году, и его становление проходило в очень непростое время, когда отечественная промышленность переживала серьезный кризис. Особенно досталось оборонке. На заводе не стало серийных заказов, прекратилось финансирование. Вся надежда была на цех титанового литья, который даже в те годы работал бесперебойно и был единственным подразделением, приносящим прибыль предприятию. Кстати, это производство и сегодня является самым крупным в своей отрасли в Европе.

С приходом Саубанова вспомнили и про отходы титана, скопившиеся на заводе в больших количествах. Но это была смесь литейных прибылей, стружек от механической обработки этого металла с графитом. А нельзя ли заиметь прибыль и из этих отходов? И Марат взялся за дело, стал экспериментировать, пытаясь получить из этой смеси чистый титан. Но ведь завод - не научная лаборатория, так что проблем хватало. Особенно трудно было отделить химически устойчивый графит от металла. Но удалось решить и этот вопрос, на что ушло немало ночных смен и выходных дней.

И вот наконец настал день, когда из титанового «мусора» стали получать чистые отливки ферротитана. Тогда-то и осознал молодой инженер, что выбрал правильную профессию. В этой первой самостоятельной работе, завершившейся победой, закалился характер молодого инженера. «Больше всего мне понравился сам творческий процесс, - признался Марат. - Дух захватывало только от мысли, что я шел первым по никем не проторенной дороге!»

Эта первая научная работа молодого инженера здорово помогла предприятию. Средства, вырученные от продажи ферротитана, полученного по его методу, в Германию, Голландию и США, очень пригодились в те бартерные годы.

Спасение в науке!

Когда Саубанов об этом узнал, еще больше загорелся: «Пессимизм коллег меня даже раззадоривал, я так увлекся этой задачей, что целый месяц дневал и ночевал на заводе. Но нашел-таки искомый состав металла и был этим счастлив!» - вспоминает Марат Нинарович. Кстати, он так закрутился тогда на работе, что даже забыл оформить результаты своего изобретения. Впрочем, таких интересных работ в его биографии было немало. Чего стоил заказ на изготовление задвижек и магистральных кранов для «Татнефти»! Эта работа была также спасительная для всего предприятия, ведь «Татнефть» - фирма богатая и солидная. Но и требования к изготовителям она выставила жесткие: литейные корпуса изделий должны выдерживать давление от 250 до 700 килограммов! Марат понимал: для того чтобы корпус не лопнул как арбуз, требовалась совершенно новая технология литья. И он разработал и внедрил ее на заводе, эта работа стала основой его кандидатской диссертации, которую он успешно защитил в своем политехе.

Таких научных работ было немало. Взять, к примеру, сложнейшую технологию литья лопастей из титана для корабельного винта диаметром... шесть метров! Или титановый корпус насоса для химической промышленности, выдерживающий агрессивную среду в четыре раза дольше, чем аналогичный корпус из нержавейки! Именно эти работы в области титанового литья и были оценены на Всероссийском конкурсе, и именно за них нашему земляку присудили звание лучшего инженера России.

Мост от Саубанова!

Но, пожалуй, самой известной работой инженера из Зеленодольска, принесшей славу и ему, и зеленодольскому предприятию, стало участие в изготовлении металлоконструкций для моста через Казанку, который был построен в честь 1000-летия Казани и получил название «Миллениум».

Дело было срочное, но не хватало металла требуемой марки. Близкую по составу сталь выплавлял Магнитогорский металлургический комбинат, но и она отличалась от проектной. Решить проблему поручили Марату Нинаровичу, откомандировав его на Магнитку, где вместе с тамошними специалистами он занялся разработкой стали, состав которой был указан в проекте казанского моста. При этом металлурги не имели права на ошибку: ведь в этом случае можно было испортить 370 тонн металла - именно столько выплавляет за один раз самая маленькая печь комбината, на котором, кстати, работают 65 тысяч человек, а размеры его цехов измеряются километрами!

Примечательно, что именно на этом знаменитом заводе ярко проявился профессиональный талант инженера-маталлурга и ученого Саубанова. Всего за четыре месяца кропотливой работы он сумел создать и внедрить новую технологию выплавки металла, причем на чужом предприятии! Уральские металлурги высоко оценили профессиональный уровень коллеги из Татарстана и предсказали, что его ждет большое будущее (тьфу-тьфу!). А руководство завода имени Горького за эту важную работу выделило своему главному металлургу трехкомнатную квартиру, куда он и переехал со своей семьей из небольшой комнатки в общежитии.

Любить свое дело и страну

Общение с Маратом Нинаровичем открыло для меня много интересного в современной инженерии. А еще я понял, что настоящий успех приходит только к тем людям, которые горячо любят свое дело, свое предприятие и свою страну.

По словам Саубанова, подготовка высококлассных специалистов сегодня ведется на многих отечественных предприятиях, в том числе и на Зеленодольском заводе имени А.М.Горького. Здесь, например, всерьез взялись за подготовку конструкторов, способных разрабатывать проекты, что называется, с нуля. Выигрыш очевиден: завод выращивает настоящих специалистов, да и на покупку проектов не надо тратиться.

- У нас много говорят об утечке мозгов на Запад, особенно среди представителей технократии, - говорит Саубанов. - А я думаю, что опасения излишни. Я немало езжу по разным предприятиям страны и знаю, что на них работает немало настоящих патриотов Родины, которые не мыслят своего будущего вне России. Вот и на этом профессиональном конкурсе было очень много и талантливых работ, и выдающихся инженеров, которые уже пришли на смену таким гигантам, как Королев, Туполев, Ильюшин, Алексеев, Крылов.

Подтвердил эту мысль и один из членов жюри конкурса - знаменитый академик Сергей Капица. Он сказал, что конкурсные работы убедили его в том, что в России идет нормальная смена поколений инженерии. А многие из новых молодых имен еще не раз прославят и нашу Родину, и нашу науку.

news_right_column_240_400