Более того, американцы подготовили даже проекты военных баз на поверхности Луны «Лунэкс» (Lunex Project) и «Горизонт» (Project Horizon). Однако в силу разных причин программы двух стран-лидеров в космосе по колонизации спутника Земли так и не осуществились. Но попытки оформить в собственность «дачные участки» на небесном теле, находящемся от Земли на расстоянии 384467 км, продолжаются и по сию пору. Есть ли для этого юридические основания?
Арктика, Луна... - как делить будем?
В свое время суровая и холодная Арктика слабо интересовала людей в силу труднодоступности. Однако ввиду неизбежного в будущем дефицита нефти и других полезных ископаемых, которые неожиданно обнаружились в Арктике, по поводу принадлежности ее территорий к тому или иному государству уже начались довольно напряженные споры. Международный статус Арктики закреплен в соглашениях по этому региону Земли - она поделена на пять секторов ответственности между Россией, США, Норвегией, Канадой и Данией. А Россия на всякий случай даже открыла в Арктике свои военные базы.
Со временем на очереди в спорах наверняка будет и ближайший спутник Земли Луна.
Еще в советской прессе публиковались саркастические заметки в стиле «новости с загнивающего Запада» о том, что некие дельцы продают участки на Луне. Есть ли права на лунные участки у купивших те сертификаты людей? Поделена ли Луна, как и Арктика, на зоны влияния между государствами?
На эти вопросы корреспондента «Казанских ведомостей» отвечает эксперт по законодательству в сфере космоса, аспирант кафедры международного и европейского права юридического факультета Казанского федерального университета Динар Валеев.
Во-первых, один из важнейших принципов международного космического права, закрепленных в Договоре по космосу 1967 года, таков: космическое пространство, включая небесные тела, открыто для исследования и использования всеми государствами без какой-либо дискриминации на основе равенства, при свободном доступе во все районы небесных тел. Этот принцип по своей природе исключает присвоение теми или иными государствами части космического пространства или небесных тел, то есть любых планет.
Во-вторых, другой краеугольный принцип международного космического права устанавливает запрет присвоения космического пространства и небесных тел любыми средствами. При этом государства несут ответственность за деятельность в космическом пространстве и обеспечение соблюдения принципов и норм космического права всеми субъектами под своей юрисдикцией. Таким образом, присвоение космического пространства, небесных тел или их участков полностью исключается любыми средствами и любыми субъектами.
- То есть у коммерсантов, торгующих «дачными участками» на Луне, нет на это прав? Хотя в одной только России собственниками лунных наделов считают себя 11532 человека. В том числе и такие медийные персоны, как Семен Альтов, Александр Розенбаум, Юрий Гальцев, Дмитрий Нагиев, футболист Андрей Аршавин…
- По поводу продажи лунной поверхности. Следует отметить, что «Лунное посольство», основанное Дэннисом Хоупом, не имеет никаких прав на реализацию части лунной территории. Полученные покупателями сертификаты не имеют юридической силы, так как согласно Резолюции 2222 (XXI) генеральной ассамблеи Управления по вопросам космического пространства ООН 1966 года космическое пространство, включая Луну и другие небесные тела, не подлежит национальному присвоению ни путем провозглашения на них суверенитета, ни путем использования или оккупации, ни любыми другими средствами.
Отмечу также, что в настоящее время существует много компаний, торгующих участками на Луне. Между ними даже проходят судебные разбирательства, но при этом на суде представители компаний отстаивают не права собственности, а авторские права. Из этого следует вывод, что, несмотря на притязания на лунную поверхность отдельных компаний, в национальных судах такие компании не оспаривают положения классического права и используют право интеллектуальной собственности как способ защиты собственных коммерческих интересов.
Каждое государство переносит в космос свои законы
Следует обратить внимание и на следующее. Необходимость перемен в области международного космического права обуславливается законодательными инициативами отдельных государств. Например, законом США о конкурентоспособности коммерческих запусков в космос 2015 года или законом Люксембурга об исследовании и использовании космических ресурсов, вступившим в силу с 1 августа 2017 года, позволяющими заниматься разработкой недр небесных тел.
Эти национальные нормативные акты связаны не просто с разработкой космических ресурсов, а с их коммерческим использованием. Учитывая такие тенденции, по пути США и Люксембурга думают пойти также Япония и Объединенные Арабские Эмираты, что формирует особенные национальные практики, обусловленные коммерческими интересами и национальной политикой.
Именно поэтому Генеральная Ассамблея ООН ежегодно рекомендует государствам присоединиться к Договору по космосу 1967 года и другим международным договорам, регулирующим исследование и использование космического пространства, и разрабатывать национальное законодательство в строгом соответствии с этими договорами.
По моему мнению, появление на национальном уровне законодательства, идущего вразрез с положениями договоров по космосу, обусловлено не только расширением технических возможностей многих государств и вовлечением частного бизнеса в сферу космической деятельности, а также отсутствием четкой международно-правовой основы по добыче ресурсов на небесных телах.
В связи с этим и в рамках международных правительственных и неправительственных организаций возникают различные инициативы, посвященные возможности государств заниматься эксплуатацией космических ресурсов.
Анализ заседаний Комитета ООН по космосу показывает, что с каждым годом вопрос добычи космических ресурсов становится все более актуальным для государств и ему уделяется все больше внимание. Традиционно представители делегаций государств делятся на два блока. Это государства, считающие, что договор по космосу не запрещает использования и исследования ресурсов небесных тел, и государства-приверженцы разработки специального международно-правового режима для урегулирования данного вопроса на базе Комитета ООН по космосу.
К сожалению, соглашение о Луне, предложенное ООН, не получило широкой поддержки государств. Особо примечательным является тот факт, что ни одна мировая космическая держава к этому соглашению не присоединилась. Поэтому Комитет ООН по космосу предложил сейчас государствам иной путь: разрабатывать проекты документов, утвержденных резолюциями Генеральной Ассамблеи ООН и не имеющих обязательной юридической силы, - так называемые документы «мягкого права».
Первым высадиться на Луну должен был Леонов
После подробного рассказа эксперта о правовой деятельности землян на чужой планете вспомним и славные страницы советской космической программы освоения Луны.
В продолжение работы нашего выдающегося конструктора Сергея Королева в первой половине 1970-х гг. под руководством академика В.П.Бармина московскими и ленинградскими учеными разрабатывался проект долговременной лунной базы СССР «Звезда». Его предполагалось реализовать в 1970 - 1980-х гг.
Планировалось собрать на орбите у Земли ракетный комплекс в 200 тонн. Для этого понадобилось бы три ракеты Н-1, пришедшие на смену «Союзам» и «Восходам», или 20 ракет УР-500. В этом случае обеспечивалась посадка на Луну корабля массой в 21 тонну и возвращение к Земле корабля массой 5 тонн.
А еще раньше, на пике успехов советской космонавтики, в 1963 году в Центре подготовки космонавтов была создана Лунная группа советского отряда гражданских космонавтов. По предварительным планам экипаж Быковский - Рукавишников должен был совершить первый облет Луны. А вот легендарному ныне космонавту Алексею Леонову предстояло стать первым космонавтом СССР, а при удачном стечении обстоятельств - и мира, высадившимся на Луне!
Но грандиозная лунная программа СССР так и осталась тогда несбывшейся мечтой энтузиастов.
Когда мы вернемся на Луну?
В 2016 году госкорпорация «Роскосмос» подготовила Федеральную космическую программу России на 2016 - 2025 гг. В планах программы - создание на космодроме «Восточный» космического ракетного комплекса тяжелого класса для выведения автоматических космических аппаратов, а также развертывание работ, связанных с ракетой-носителем тяжелого класса для выведения тяжелых автоматических космических аппаратов, пилотируемых кораблей и орбитальных модулей на траектории полета к Луне, облета Луны и лунных орбит.
И - внимание! - программа предусматривает создание необходимого задела для полномасштабного исследования Луны после 2025 года и осуществление к 2030 году высадки человека на Луну.