«Люди будут тестировать систему «на слабину»: как прошел первый день проверки QR-кодов в Казани
news_header_top_970_100

«Люди будут тестировать систему «на слабину»: как прошел первый день проверки QR-кодов в Казани

Не все пассажиры готовы согласиться с новыми требования во имя собственной защиты от ковида. 

С сегодняшнего дня в Татарстане начала действовать система QR-кодов в общественном транспорте. Такие меры введены в первые и направлены на борьбу с распространением коронавируса, который в последнее время охватил всю республику – антирекорды по числу заболевших и смертельным случаям регистрируются более недели. 

Теперь, чтобы добраться до работы или отвести ребенка в садик на автобусе, пассажиры должны предъявить кондуктору QR-код о вакцинации, справку о перенесенном заболевании или медицинский отвод, который позволяет не прививаться от ковида.

Такие правила действуют и в казанском метрополитене. В «Метроэлектротрансе» поспешили призвать пассажиров отнестись к новым правилам с пониманием.

Но не всем пассажирам общественного транспорта такие ограничения по нраву. Казанцы жалуются, скандалят и даже нападают на кондукторов.

«Выходите раньше»: как успокаивают недовольных казанцев в метро

В метро для проверки QR-кодов у входа стоит несколько человек, на некоторых станциях к проверяющим присоединяются и сотрудники полиции.

У металлодетекторов, где и происходит проверка, скапливаются очереди. Казанцы жалуются, что и так опаздывают на работу, на что проверяющие отвечают кратко — «Выходите раньше». В толпе есть и люди, пытающиеся попасть в транспорт только с первой прививкой, но, увы, таким горожанам придется подождать второй дозы вакцины и выдачи кода.

Согласно постановлению проверяющие должны запрашивать у пассажиров и документы, однако, этого они не делают. Просто сканируют код и строго разворачивают всех, у кого этого кода нет. Видно, что работники метро на взводе: по словам женщин, поток с утра был большой. Многие возмущаются, но подчиняются новым правилам.

«Приходится своим телефоном пользоваться»: кондукторы автобусов отбиваются от возмущающихся пассажиров

Наше издание с раннего утра проводило трансляции с места событий в Tik-Tok и Instagram. Так, казанцы, которые еще не успели опробовать нововведения, узнали ,как проходит процесс проверки QR-кодов. Многие в чате интересовались, на каких маршрутах проверяют сертификаты, а некоторые зрители возмущались из-за долгого процесса проверки.

В семь утра автобусы начали наполняться пассажирами. На проверку сертификатов они реагировали спокойно и не возражали кондукторам. Многие показывали коды с телефона, но люди пожилого возраста чаще пользовались бумажным вариантом сертификата.

После восьми часов на маршруте № 35 образовалась давка, и проверка кодов оказалась проблематичной. Так, кондуктор пробирался через толпу людей, чтобы отсканировать код и потребовать плату за проезд. Кто-то успевал сбежать с автобуса, а кого-то высаживали из-за отсутствия сертификата.

Если в подземном транспорте проверка проходит относительно мирно, то в наземном люди восприняли новые правила с явным недовольством. В отличии от контролеров в метро, в автобусах и трамваях коды проверять вынуждены сами кондукторы при помощи специально выданных накануне смартфонов.

Сами кондукторы жалуются не только на дополнительную нагрузку в работе, но и на неисправность проверяющих устройств, которые им выдали. 

«Я уже спросила у девочек и у мальчиков в группе, тоже ни у кого практически не работает. Приходится своим телефоном пользоваться», — рассказала работник казанского автобуса. 

По данным на 11:30 из общественного транспорта высадили уже более 750 человек. Не обошлось и без громких скандалов. В автобусе 31-го маршрута на развороте около станции метро «Аметьево» пассажир ударил кондуктора, который попросил его выйти, и брызнул ему в лицо перцовым баллончиком. На место вызвали «скорую» и полицию.

На трамвайных путях тоже не без происшествий. Пассажир отказался показывать кондуктору QR-код, но и выходить из транспорта не спешил, а затем и вовсе вызвал полицию, называя действия проверяющих незаконными. Так, он задержал движения трамваев № 1 и № 6 на полчаса.

Из-за такого хаоса многие вынуждены сегодня добираться на работу на такси, где QR-код не нужен, поэтому тарифы взлетели до максимума, а время подачи машины увеличилось вдвое.

«Жалко, конечно, но всех не пожалеешь»

Не менее строго проверяют коды и на автовокзале «Южный». Здесь все перевозчики обязаны продавать билеты только «куаркодированным». Нарушение новых правил обойдется им штрафом от 100 тысяч.

На кассах никто не просит код, проверяющие стоят прямо на входе в здание. Два человека сканируют код своими старенькими телефонами. В отличие от кондукторов автобусов и троллейбусов здесь работникам никто специальные устройства не выдавал. Так, проверяющей пришлось помучать свою технику, прежде, чем телефон направил ее на сайт госуслуг.

Пассажиров на вокзале и так не очень много, об этом говорят не только пустые залы ожидания, но и сама проверяющая. По ее словам, связано это, конечно, с коронавирусом. Но несмотря на непопулярность вокзала, людей без кода внутрь не пускают. Хотя, впрочем, не всех. 

Мужчина с дорожной сумкой направлялся в Башкирию и о нововведениях в транспорте не слышал, его пропустили на вокзал и без кода. А вот пожилой паре без прививки в покупке билета отказали. Теперь им, видимо, придется добираться домой на частном такси. 

«Жалко, конечно, но всех не пожалеешь», — комментирует ситуацию проверяющая. 

Тарифы у таких перевозчиков гораздо выше, чем у автотранспортных предприятий. Частные таксисты только и ждут подобных ситуаций и не скрывают, что это их заработок. На автобусных остановках у «Южного» такие такси выстраиваются в очереди в ожидании своего клиента без вакцины и QR-кода. 

«Министр транспорта же сказал – ездите на такси. Тут без вариантов, только мы мир спасаем», — смеется перевозчик.

Сами таксисты утверждают, что все они вакцинированы и за безопасность обеими руками. 

Не Россией единой: какие антивирусные ограничения есть в остальном мире

Для каждого очевидно уже то, что все эти меры направлены на стимуляцию  темпов вакцинации. Число заболевших растет, а антиваксеры не торопятся делать прививку, поэтому власти принимают все допустимые и недопустимые меры по стимуляции роста числа «куаркодированных».

Журналист и блогер Альберт Бикбов в своем Telegram-канале высказался по поводу QR-кодов в общественном транспорте. 

«Жизнь показывает, что на любое ограничение часть человеческого социума реагирует тестированным нарушением. Это значит, что некоторые люди будут тестировать систему „на слабину“. Они будут осознанно залезать в общественный транспорт без QR-кодов и смотреть, насколько неотвратимо будет наказание, высадят ли, можно ли будет остаться, поскандалив или устроив драку, накажут ли за подобное», — заявил Бикбов. 

Он также добавил, что важно не допустить слабину, иначе вся система такого ограничения «полетит к чертям». По словам Бикбова, максимальная строгость проверок и неотвратимость наказания для дебоширов и хулиганов — это способ заставить людей вакцинироваться.

Несмотря на суровость татарстанских мер, можно сказать, что республика отделался легко. Во Франции еще с 15 ноября действует полный локдаун для всех невакцинированных жителей. Им можно выходить из дома только в случае крайней необходимости: в магазин или, например, в поликлинику. 

В Румынии с сегодняшнего дня вступают в силу новые ограничения — комендантский час с 22:00 до пяти утра и обязательное ношение масок в помещениях.

Подобные ограничения вводят и власти Австрии. В связи с ухудшением эпидемиологической ситуации в стране вводят комендантский час для всех жителей. Вакцинироанные просидят в полном локдауне 20 дней, а вот невакцинироанным власти еще еще не объявили, когда закончится их изоляция. Более того, там началась работа над тем, чтобы с 1 февраля 2022 года ввести в стране обязательную вакцинацию.

Пока число заражений и летальных случаев от новой коронавирусной инфекции по всему миру будут расти, власти стран продолжат вводить все новые более строгие ограничения. Единственный вариант вернуться к привычной домасочной жизни — выработать коллективный иммунитет.