Миляуша Назмиева: Театр очищает душу человека

Сегодня, 17 октября, свой юбилей празднует народная артистка РТ Миляуша Назмиева. Она служит в Татарском государственном театре драмы и комедии им. К.Тинчурина с 1987 года, и за это время сыграла десятки ролей в самых разных спектаклях.

news_top_970_100

 Фото предоставлено ТГТДиК им. К.Тинчурина

Незадолго до своего дня рождения артистка побывала в редакции «Казанских ведомостей» и рассказала о любимых образах, детских мечтах, поездках по колхозам и совхозам страны, предназначении театра и многом другом.

Девичьи мечты

- Когда вы поняли, что хотите стать актрисой?

- Я родилась в поселке Дербышки, это очень красивое место. А еще у нас были большие дворы, в которых жило много детей. И вот однажды, когда я училась в младших классах, мы с ребятами решили поставить спектакль для родителей, бабушек и дедушек. Показывали «Золушку» прямо во дворе, я играла злую мачеху. А еще устраивали праздничные концерты на верхних этажах подъездов хрущевок. Ставили стулья на пролет ниже, а у окна была сцена, на которой мы пели и танцевали. Знали бы вы, как на нас смотрели родители! Они всецело нас поддерживали, а после выступлений нас ждало угощение - пирожные из печенья со сливочным маслом.

- Значит, вы не сомневались в выборе будущей профессии?

- Да, после школы я решила поступать в Казанское театральное училище. Мне здорово повезло, ведь я попала на курс Марселя Салимжанова, это настоящая глыба в мире театра. Был еще вариант поступить в Щепкинское училище, но для этого пришлось бы выждать еще год. А здесь в Казани такой именитый мастер набирал студентов на татарский курс! Поступить было очень тяжело, все стремились попасть к Салимжанову. На экзамене директор училища Масгут Имашев попросил меня спеть и предложил подыграть на пианино. А я заявила, что он не сможет этого сделать, потому что я буду петь цыганскую песню и аккомпанировать мне будет цыганский хор. Очень уж хотелось выделиться и запомниться.

- Чем вам особенно запомнилась учеба?

- В театральном училище с нами работали многие удивительные педагоги. Вспоминается Анна Гацулина - выдающаяся балерина, которая преподавала у нас хореографию. Удивительной красоты женщина. Ей было под 70 лет, когда она нас учила. А мы могли только позавидовать ее грации, ее взгляду. Она учила нас играть телом, глазами. Марсель Хакимович  со студенческих лет задействовал нас в массовых сценах спектаклей. Это сейчас молодежь нос воротит, а тогда мы чувствовали большую ответственность.

Бесконечные гастроли

- Как вас встретил театр после окончания учебы в училище?

- После учебы я сразу начала служить в Тинчуринском театре. Тогда у нас было очень много выездных спектаклей, заканчивали поздно, в Дербышки добираться было проблематично. Меня выручала Гаухар Камалова - представительница выдающейся театральной династии. Она жила на улице Гладилова и приглашала меня ночевать у них в гостях. Туда же приходили многие актеры и музыканты Камаловского театра. Вместе готовили и ели плов, пили чай, шутили и обсуждали роли, а утром я снова бежала на репетицию. В театре меня тоже ждал хороший коллектив, интересный репертуар. Удивительное было время, и люди меня окружали удивительные.

- Работа театра в советское время сильно отличалась от современности?

- В молодости мне довелось сыграть огромное количество спектаклей в колхозах и совхозах страны. Бывало, по 40 дней подряд проводили в разъездах. Жили в очень разных условиях. Иногда в гостиницах по несколько человек на комнату, но чаще сельчане звали нас к себе ночевать. Особенной популярностью пользовались положительные герои. А вот тех, кто играл злодеев, в гости звали неохотно - уж очень близко к сердцу принимали то, что происходило на сцене. Нам было приятно такое внимание, хоть мы и очень уставали после спектаклей.

О ролях и судьбах

- Большая часть труда артиста остается незаметной для зрителя… 

- Работа над ролью начинается задолго до начала спектакля и не заканчивается вместе с ним. Сойдя со сцены, актеру нужно проанализировать реакцию зрителя, прокрутить всю картинку в голове, вернуться к решению, поставленному режиссером. Очень многое зависит и от актерского ансамбля. С некоторыми партнерами играешь как дышишь, знаешь его до каждой мелочи. С другими приходится приспосабливаться. Еще в студенческие годы нас учили составлять характеристику роли, анализировать действия героя. Поэтому для того, чтобы выйти на сцену и показать свое личико, нужно серьезно поработать. Но для нас лучше нет на свете профессии, ведь в ней мы проживаем множество судеб, помимо своей собственной.

- Вы сыграли много ролей. Какая из них самая любимая?

- Знаете, это ведь все равно что спросить, кого из детей больше любит мать. Я благодарна за каждую роль и каждую из них по-своему люблю. У каждой из них есть свои нюансы, которые обогатили меня. Поэтому я не могу выделить единственную роль, боюсь, что другие на меня обидятся. В актере должны кипеть разные и противоречивые страсти, без них он уже не актер.

- Какие пьесы вам ближе по духу?

- Мне очень близки по духу пьесы, рассказывающие о жизни наших бабушек и дедушек в простых татарских деревнях. У них была трудная жизнь, но ведь они любили, стремились к светлому будущему. Я считаю, что такие истории очень сближают разные поколения, помогают понять друг друга. У всех поколений свои трудности, но, мне кажется, нынешней молодежи особенно трудно приходится. Им сложно психологически удержаться, не потерять себя в этой жизни. Многие не могут создать семью, добиться своей мечты, теряют стержень. А так хочется помочь расправить им крылья. Куда приходят люди в трудный момент, чтобы очистить душу? В храм. Театр - это тоже храм искусства. И чувства, которые человек проживает в нем, также очищают его душу.

news_right_column_240_400