Минтимер Шаймиев: Нужна госмонополия на производство всех видов спирта и его реализацию

Президент Татарстана Минтимер Шаймиев в интервью корреспонденту агентства «Интерфакс» Гульнаре Хасановой анализирует ситуацию на алкогольном рынке.

news_top_970_100

- Минтимер Шарипович, сегодня проблема качества алкогольной продукции вышла на первый план. Каждый день из регионов приходят сводки о сотнях людей, ставших жертвами употребления суррогатного алкоголя. Ситуация в ряде регионов складывается настолько критически, что местные власти пошли на введение режима чрезвычайного положения.

- Это действительно серьезная проблема, которая вызвала в последние несколько месяцев огромный резонанс. По данным статистики, за 9 месяцев текущего года в России зафиксировано около двадцати тысяч отравлений суррогатами алкоголя. Люди пьют все что ни попадя, включая всевозможные жидкости, в том числе для мытья стекол, или же употребляют в немереных количествах разного рода спиртосодержащие лекарственные настойки.

Проблема некачественной алкогольной продукции возникла не сегодня и даже не вчера. В последние годы в этой отрасли не было никакого порядка, и она развивалась абсолютно бесконтрольно. По данным экспертов, на алкогольном рынке в Российской Федерации доля нелегальной водки составляет от сорока до пятидесяти процентов, и как результат ежегодно в стране умирают десятки тысяч человек.

Тот факт, что сейчас об этом стали говорить открыто и перестали скрывать количество отравленных людей, можно рассматривать как попытку в очередной раз навести порядок на алкогольном рынке. Ежегодно в этой стратегической отрасли меняются правила игры. В результате вносится существенная дезорганизация в деятельность легальных производителей. Возникают дополнительные неэффективные издержки, создаются и отменяются акцизные склады, вводятся и заменяются региональные марки и т.д. Список можно продолжать.

С января этого года были введены в действие поправки в Налоговый кодекс, регулирующие сферу реализации алкоголя и его производство. Эти нормы, с одной стороны, поставили заслон производству алкогольных суррогатов из технического спирта, продукция из которого до этого времени фактически не облагалась налогами. С другой - непродуманные действия привели к появлению дефицита. И к середине лета, когда ввели в действие Единую государственную информационную систему учета алкогольной продукции, так называемую ЕГАИС, алкогольный рынок залихорадило. Это породило панику как среди производителей, так и среди потребителей. С прилавков исчезло спиртное со старыми акцизными марками, а сама система дала сбой, и алкогольный рынок оказался фактически замороженным. Ситуация стала настолько критической, что на нее отреагировал даже глава государства, после чего все службы сразу вдруг оживились и начали искать пути выхода из кризиса, как будто до этого момента проблемы вроде и не существовало. Это при том, что руководители регионов, и я в том числе, неоднократно обращались к правительству и в соответствующие федеральные структуры с конкретными предложениями по наведению должного порядка.

- Под порядком многие подразумевают необходимость введения государственной монополии на производство и оборот спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. Как Вы относитесь к такой идее?

- Положительно, с учетом того, что мы имеем уже позитивный опыт. В Татарстане всегда сохранялось жесткое государственное регулирование производства спирта. Более того, все спирто-производящие предприятия у нас находятся под контролем одной структуры, находящейся стопроцентно в собственности республики, - «Татспиртпрома», финансы которого целиком и полностью прозрачны и подотчетны. За счет этого, а также благодаря строгому контролю над продажей алкоголя республика занимает первое место в стране по уплате налогов от производимых крепких напитков с одного декалитра.

Правительству не следовало бы дожидаться таких негативных последствий, и необходимо было своевременно наводить порядок с учетом имеющегося в регионах положительного опыта. Никто за это время так и не нашел времени, чтобы посоветоваться с теми же производителями алкогольной продукции, а также со специалистами в сфере ее реализации, для того чтобы найти наиболее оптимальные решения, которые могли бы самым действенным образом повлиять на ситуацию. Ведь речь идет о предмете, затрагивающем напрямую интересы государства и здоровья всей нации. Почему никто не задается вопросом, откуда в стране берется дешевая водка, которая всегда была на прилавках? Почему соответствующие контролирующие органы не замечают или сознательно умалчивают о том, что огромный объем алкогольной продукции «гуляет» на отечественном рынке без уплаты акцизов? Ведь от этого ни государству, ни тем регионам, откуда эта паленая водка идет, деньги в бюджет не поступают. Кому идут финансовые потоки от ее реализации и как они распределяются - это большой вопрос. Совершенно очевидно, что эти деньги крутятся в теневом секторе экономики, а это миллиарды - миллиарды рублей.

Примечательно, что поставщиками суррогатной и соответственно дешевой водки являются, как правило, дотационные регионы. То есть, оставаясь дотационными, они тем не менее не собирают эти налоги. По данным экспертного сообщества, только за прошлый год в среднем по России акциз на один декалитр алкоголя крепостью свыше двадцати пяти процентов составлял четыреста рублей, в то же время в Калининградской области этот показатель составлял пятьдесят рублей, в Кабардино-Балкарии - двадцать девять, а в Северной Осетии - пятьдесят семь рублей; в Татарстане - 670 рублей, в Москве - 350 рублей, в Санкт-Петербурге - 320 рублей. Вот такой разброс.

- Каким Вам видится выход из этой ситуации?

- Первое, это безусловное введение госмонополии на производство всех видов спирта и его реализацию, необходимо также перевести в сферу госмонополии оплату всего акциза на спирт, независимо от того, в какой продукции он будет использоваться. Нужен также жесткий учет всего производимого и реализуемого спирта и соответственно учет поступления акцизов от него.

Этот процесс намного легче контролировать. Потому что спиртопроизводящих предприятий в стране не так много в отличие от розничной продажи, где задействованы сотни тысяч организаций, и их всех просто невозможно проверять пусть даже один раз в год. В нашей республике всего шестнадцать предприятий, производящих алкогольную продукцию, а организаций, торгующих алкоголем, числится шесть тысяч семьсот.

Не менее жесткий контроль должен быть и над производством технического спирта. В этой связи может возникнуть вопрос - не произойдет ли удорожание лекарственных средств, которые производятся на основе спирта? Но это уже другая сфера деятельности, и здесь может быть иная схема. В конце концов, можно дотировать определенные виды лекарств. Такой подход был бы оптимален и, главное, подконтролен, в отличие от того, когда спирт, отпускаемый на эти цели, не облагается акцизом и становится источником злоупотреблений.

В то же время должен появиться единый орган, контролирующий производство, реализацию и качество продукции. Еще в 1995 году мы в республике создали такую организацию. В течение 11 лет она доказала свою эффективность. Опыт ее деятельности, на наш взгляд, мог бы быть полезным для использования и на федеральном уровне. В основе государственной политики в сфере алкогольной продукции должен лежать принцип отстаивания интересов самого производителя, качества его продукции при соблюдении всех технических условий. Сегодня за качество никто, по сути, не отвечает и спрашивать соответственно тоже не с кого. Существует огромное количество непосредственно имеющих отношение к этой сфере органов - налоговая инспекция, МВД, Роспотребнадзор, антимонопольная, санитарная службы, Госстандарт, Ростехнадзор, и этот перечень можно продолжать, но никто из них до конца не отвечает и никто не может повлиять на ситуацию.

- Сегодняшнее положение на рынке алкоголя и спиртосодержащих товаров некоторые эксперты называют саботажем определенных кругов, которые действуют исключительно в собственных корыстных целях. Вы согласны с этим мнением?

- Иной раз создается именно такое впечатление, но во всяком случае эти действия имеют отношение к высокоорганизованному лоббированию заинтересованных структур. Действующее законодательство, на первый взгляд, казалось бы, не оставляет никаких лазеек для недобросовестных производителей, но на практике это далеко не так. С первого января текущего года вся алкогольная продукция, выпускаемая и реализуемая на территории РФ, маркируется только одним видом марок, на которые предприятие-производитель наносит свой штрих-код.

Казалось бы, все нормально и алкогольная продукция должна попасть в единую автоматизированную систему учета. Но дисциплинированные производители обращают внимание на то, что новые марки делают сам продукт менее защищенным. Если старая марка наклеивалась на горлышко и пробку бутылки, и это было гарантией от нелегального вскрытия, то сейчас марка клеится прямо на саму бутылку, и при ее вскрытии марка остается целой. Таким образом, в эту же емкость из-под качественной водки можно залить любую фальсифицированную водку и пустить ее в продажу по более низкой цене со всеми вытекающими из этого известными последствиями.

Не упрощая проблему, считал бы, что очередное решение правительства Российской Федерации и законодателей нужно принять, основательно изучив имеющийся в отдельных регионах положительный опыт производства и реализации крепких алкогольных напитков.

10 ноября 2006 года

news_right_column_240_400