Что такое сопровождаемое проживание для инвалидов и как людям с ментальными особенностями помогают стать самостоятельнее? Накануне Дня соцработника глава Минтруда и соцзащиты Татарстана Эльмира Зарипова поделилась успехами проектов, помогающих людям выйти из ПНИ, или, наоборот, не попасть туда.
«Мы поняли, что некоторых можно выводить в социум»
Уже несколько лет в ПНИ есть кабинеты, оборудованные как кухни и комнаты бытового обслуживания. Там пациентов учат готовить, гладить, и стирать. Уже есть группы молодых людей, которые получили навыки, как жить самостоятельно.
Вторым этапом этой программы в реабилитационном центре «Идель» создали целый жилой комплекс. Там обучали группы молодых людей из ПНИ, которые приезжали в «Идель» на пару-тройку месяцев, прокачивать навыки жизни в обществе.
«Группой в составе из 20 человек под присмотром воспитателя жить как в самостоятельной квартире. Они сами себе готовили, сами за собой убирали, сами ухаживали за своей одеждой. Это продолжалось в течение трех месяцев. Мы поняли, что некоторых людей из этой группы уже можно выводить в социум», — сказала Зарипова.
Благодаря этому проекту познакомились девушка и молодой человек из Зеленодольска, которые поженились, стали родителями и, соответственно, живут не в закрытом учреждении.
Людей из интернатов учат не только жить самостоятельно, но и работу дают
«Сопровождаемое проживание» — это проект, по которому для людей с ОВЗ снимают жилье. Эта история распространена в Елабуге, в Дербышках в Казани. Молодые люди группой по 6-7 человек учатся жить самостоятельно, им помогают с трудоустройством.
«Они работают прежде всего в наших учреждениях: уборщиками, помощниками. Еще у нас с государственным архивом есть отдельный проект, где наши ребята каждый день ездят на работу в архив и, в общем-то, живут самостоятельно», — отметила министр.
В Казани откроют центр дневного пребывания для молодежи с ментальными расстройствами
Отделения дневного пребывания для подростков с ментальными расстройствами — это центр, куда родители привозят детей на четыре часа в день. Время это проходит продуктивно.
«Мы их обучаем основам личной гигиены, умению пользоваться бытовой техникой, бытовыми приборами, бытовой химией, ухаживать за собой и личными вещами, пользоваться общественным транспортом», — рассказала Зарипова.
Она объяснила важность такого центра. Родители детей с ментальными расстройствами уделяют много времени им в детстве, но с каждым годом у взрослых все меньше сил на это. После совершеннолетия выросшие дети могут получить помощь только в ПНИ.
Центр дневного пребывания нужен как раз для помощи родителям, которые получают четыре часа в день на передышку, а их ребенок учится жить самостоятельно, что облегчает жизнь всей семье. При этом увеличивается шанс, что человек с ментальным расстройством не попадет в ПНИ.
«Завтра мы открываем отделение на ул. Тинчурина, 3б. Там у нас есть специализированные комнаты, магазин. С октября месяца мы в тестовом режиме видим, что есть результаты. Практически каждый второй молодой инвалид с ментальными нарушениями начинает адекватно реагировать на ситуации в общественном транспорте, может добраться от точки А до точки Б, знает, как оплатить за проезд, как купить продукты, как попросить о помощи в случае необходимости», — рассказала Зарипова.
Всего в Татарстане более 110 учреждений, за которые отвечает Минтруда и соцзащиты: дома-интернаты, дома для людей с ментальными расстройствами, психоневрологическими нарушениями, детские приюты и реабилитационные центры.