В Музее-мемориале Великой Отечественной войны в Казанском кремле посетители могут познакомиться с новым прочтением широко известных Моабитских тетрадей поэта-героя.
Казалось бы, 65 лет - срок достаточный для того, чтобы во всех деталях разобраться в том, за что татар-легионеров приговорили к самой редкой казни - на гильотине. В тюрьме, где содержались только государственные преступники фашистской Германии. Было время не только у спецслужб, но и у журналистов, историков, литературоведов для того, чтобы в деталях описать как саму деятельность подпольщиков в глубоком тылу врага, так и ее результаты, а главное - добиться полной реабилитации доброго имени джалильцев-курмашевцев.
К сожалению, и 65 лет спустя после казни приходится констатировать, что подвигу М.Джалиля и его боевых друзей так и не дана достойная оценка. До сих пор он остается за семью печатями. А отсутствие правдивой информации приводит к распространению домыслов и клеветы. Доброе имя юридически не возвращено большинству из казненных вместе с поэтом-героем 25 августа 1944 года в Берлине. Более того, ставится под сомнение сам факт казни. Клевета на Джалиля и его товарищей все чаще публикуется на страницах печати не только Турции, но и Татарстана.
Показательный пример - публикация в журнале «Мирас» (№7, 2009) пьесы А.Сахапова и Э.Ягудина «План «Барбаросса». Редактор издаваемого в РТ журнала не побрезговал предложить читателю поражающую своей глупостью и грубостью клевету на одного из руководителей татарского антифашистского подполья Героя Советского Союза политрука М.М.Залилова (М.Джалиля). Основание для публикации - заявление авторов о том, что они "подали заявку на получение Нобелевской премии".
Любой школьник, читавший хоть что-то про фюрера Германии, может лишь посмеяться над версией, будто Гитлеру так понравилась поэма на татарском языке, что он пригласил ее автора, политрука-коммуниста к себе на день рождения (к слову, Джалиль не писал стихи даже на русском языке, не говоря о немецком).
Каждый желающий сможет найти книги и информацию в интернете с перечислением документов и фактов о том, каковы результаты подпольной деятельности группы Курмаша-Джалиля. Имперский суд Германии еще в 1943 году в ходе следствия признал, что главное «преступление» группы «Курмаша и других» - разложение легиона. 11 лет назад доктор исторических наук И.Гилязов, изучив архивы Германии, подсчитал масштабы этого разложения. Именно легион «Идель-Урал» дал движению Сопротивления в Европе как минимум 30 тысяч вооруженных бойцов в 1943 - 1945 годах. Остается выяснить, был ли политрук М.Залилов тем самым Гумеровым, который казнен вместе со всеми в августе 1944-го.
Хотелось бы напомнить, кто занимался делом политрука М.Залилова после войны, кто добился его фактической реабилитации. Как ни странно, активную роль в этом сыграл министр Госбезопасности Татарской АССР (с 9.04.1948 по 16.03.1953) генерал-майор КГБ Д.С.Токарев. Трудно представить, что он не нашел бы по горячим следам компрометирующей информации о связи Джалиля с фашистами и лично Гитлером. Сегодня любой желающий имеет возможность проверить по архивам, кто посещал фюрера в 1943 - 44 годах. Даже если учесть, что генерал Токарев был, как и политрук Залилов, уроженцем Оренбургского уезда и до августа 1919 года работал в хозяйстве отчима в деревне, вряд ли это послужило бы причиной для укрывательства фашистского агента. Звание генерала в госбезопасности фактически приравнивалось к маршалу в армии. И получил его Токарев за довоенную службу в погранвойсках, разведдеятельность за рубежом, службу в высшем аппарате НКВД СССР. Подчеркну особо: в сталинские времена. Это при жизни «вождя всех народов» генерал-майор Токарев добивался полной реабилитации Джалиля. Если бы была малейшая причина для сомнений, какой смысл опытному особисту связывать свою судьбу и карьеру с именем какого-то политрука-перебежчика? Только полная уверенность в том, что реабилитация работы группы Курмаша-Джалиля добавит очков руководителю НКВД Татарии, а вовсе не земляческие симпатии заставили министра заниматься делом политрука Залилова.
И генерала Токарева можно понять. Изучение всех свидетельств и документов доказывает, что деятельность М.Джалиля в плену действительно имеет историческое значение. И, прежде всего, для народов Татарстана.
Его имя и авторитет действительно имели вес не только среди военнопленных, но и в кругах татарских националистов, предложивших свои услуги немцам в организации татарских легионов. Их целью было создание антисоветского формирования с надеждой заиметь посты в правительстве будущего эфемерного государства «Идель-Урал». Была реальная опасность создания легионов по принципу мусульманского фанатизма. К чему это может привести, мы знаем сегодня не понаслышке.
Фашисты изо всех сил старались использовать исламский фактор в натравливании народов Поволжья на Советскую власть. Гитлеровцы пытались убедить представителей мусульманских народов СССР, что именно она - главный враг их веры и культуры. Что целью национал-социализма является построение на территории поверженного СССР исламских государств.
Но результат усилий фашистских пропагандистов был плачевным. 22 марта 1945 г. руководитель Татарского посредничества в Германии Стамати признавал: «Лишь 20 - 30% татар имеют религиозное сознание... Деятельность мулл среди них скорее комична, они олицетворяют собой прошлое... Важнейшим для татар является национальный момент. Этому рассудительному крестьянскому народу религиозный фанатизм не присущ вовсе. Панисламизм вряд ли найдет у татар широкий отклик» (см. И.Гилязов. Легион «Идель-Урал», с. 305).
Не получилось создать из военнопленных татар фанатиков-шахидов. Наши деды и прадеды хорошо понимали, что их сотрудничество с врагом может привести к гибели родных и близких. И напомнил им об этом широко известный в Татарии еще до войны поэт Муса Джалиль.
Свидетелей его выступлений в лагерях военнопленных были тысячи. Один из них - С.Х.Набиуллин, уроженец с. Баланны Муслюмовского района. Сагидулла Хасанович рассказывал мне, как политрук Залилов читал со сцены стихи антисоветского содержания. О чем? Заглянем в Моабитские тетради Джалиля.
Пьеса «Варварство», написанная им для постановки в лагерях военнопленных в 1943 году, посвящалась 1919 году, временам так называемого «красного террора». (Подзаголовок стихотворения буквально так и переводится: «Напоминание о 1919 годе». См. Моабитские тетради. 2005, с.141.) Тогда членов семей противников новой власти - женщин и детей - чекисты расстреливали как заложников. В арабском тексте стиха человек, командующий расстрелом, назван «большеносым мадьяром». (А не майором, как утверждает официальная версия. Политрук Залилов не мог не знать, что звания «майор» в 1919 году не было ни в Белой, ни в Красной армии.) Поэт напоминал землякам, что и в Оренбуржье, и в Татарии в 1919 - 1920 годах действовали так называемые интернациональные карательные отряды, созданные из военнопленных венгров и чехов. В книге Н.С.Фролова «Трагедия народа» зафиксирован один из таких фактов: «Из Москвы прибыла рота китайцев и отряд мадьяр-красноармейцев. Вот результаты действий мадьяр в Новошешминске: расстреляно 8 женщин, 70 мужчин, сожжено 117 домов, ограблено 118 домов... В феврале 1920 г. появился термин «чистка контрреволюционеров». (с. 26).
Несомненно, о подобных действиях «интернационалистов» знали многие военнопленные татары в 1943 году. Джалиль не случайно выбрал именно такую тактику убеждения: он напоминал соотечественникам, что их родные и близкие живут под властью НКВД и расстрелы могут повториться.
А чтобы напомнить землякам о способности Сталина осуществлять масштабные репрессии, политрук Залилов не побоялся написать честное стихотворение «Илгэ кергэч Иван...» Смысл которого ясен даже ребенку: когда пришел Иван, татарский народ постигло такое горе, будто потухло солнце. И только проливая кровь в борьбе, народ может вернуть себе солнечный свет. (см. Моабитские тетради, 2005, с. 155).
Нам говорят, что поэт под именем Иван имел ввиду фашистов. Мало верится, что он был настолько неразборчив в выборе слов. Что мешало ему написать «дошман»? У данного стиха конкретная цель - напомнить об опасности для народа со стороны не только оккупантов, но и своего Ивана - царя, генерального секретаря, любого другого политического лидера России. Насколько актуально обращение поэта к землякам, мы понимаем после развязывания войны в Чечне. В этом смысле стихотворение Джалиля сродни фразе Ю.Фучика: «Люди, я любил вас, будьте бдительны!»
Насколько эффективной была такая тактика Джалиля и его соратников, свидетельствуют масштабы перехода легионеров на сторону партизан. Упомянутый выше С.Набиуллин так же подтвердил, что после выступления поэта многие пленные отказались служить в легионе и стали стремиться к побегу. Сам Сагидулла Хасанович, судя по сохранившемуся в архиве ФСБ РТ фильтрационному делу №21378, достойно держался во вражеском плену и даже помог бежать товарищу. Но политической реабилитации и удостоверение участника войны дождался лишь... в 2002 году.
Сила поэтического слова М.Джалиля преодолела все старания Ш.Алмаса и фашистских пропагандистов. Не удалось разыграть ни религиозную, ни националистическую карты. Процесс разложения легиона стал массовым. Десятки тысяч солдат легиона «Идель-Урал» могли спокойно отсидеться в немецких лагерях, дождаться освобождения союзниками, но они рисковали жизнью, активно сопротивляясь фашистам. Для чего? Думали, прежде всего, не о себе, а о нас с вами, о потомках.
Все это дает право утверждать: главный результат деятельности группы Курмаша-Джалиля в том, что народы Поволжья не постигла участь калмыков, ингушей, чеченцев и крымских татар. Депортации в наших республиках не было. Участие политрука Залилова в работе по разложению легиона в форме «антисталинской» и националистической пропаганды не умаляет значения его подвига и искусства. Более того, предупреждение Джалиля актуально сегодня как никогда. Очень важно не поддаваться на лозунги религиозной и националистической пропаганды, заботясь, прежде всего, о благополучии и чести своего народа. Призрачные идеи создания суверенного государства типа Штатов Идель-Урал не стоят тех рек крови женщин и детей, которые могут пролиться в развязанной гражданской войне.