В Казани подвели итоги первого этапа открытого международного конкурса на разработку архитектурной концепции театра Камала. Отобранные финалисты должны представить свои концепции нового здания на озере Кабан до 20 января, а 3 февраля уже выберут победителя. В международном конкурсе участвуют не только казанские архитекторы, но и иностранцы, которые создавали объекты мировой архитектуры в Лондоне, Баку и Бордо.
Еще на первой пресс-конференции по случаю старта конкурса главный режиссер театра Фарид Бикчантаев говорил, что труппа въехала в нынешнее здание в 1986 году, оно не отвечало современным требованиям и доставляло артистам не мало проблем. Сейчас же режиссеру в новом здании хочется видеть большую сцену и восточный зал с открытым куполом и звездным небом.
О тех, кто будет умещать «хотелки» жюри в одну концепцию, – читайте в нашем материале.
«Еще неизвестно сколько лет мы будем реализовывать новое здание»
Важность события отметила глава Минкульта РТ Ирада Аюпова, она подчеркнула, что развитие концепции театра Камала прошла множество стадий – от реконструкции здания до строительства.
«Для нас всех – это важное событие, вы помните сколько у нас было обсуждений и по концепции ремонта театра Камала и по тому, как размещать потребности современного театра в здании, которое требует существенной реновации не только по фактическому износу, но и по такому понятию, как моральный износ. И вот эта моральная концепция этого здания требовала существенной перезагрузки», — сказала Аюпова.
Она подчеркнула, что, когда было принято решение об освоении нового пространства под строительство современного комплекса, в Минкульте очень были этому рады. Основной задачей стало максимально грамотно использовать все те возможности, которые должны быть реализованы в новом пространстве.
«В результате этого был объявлен международный конкурс, мы получили заявки от 537 архитекторов. По правилам конкурса зарубежные архитектурные бюро объединились с российскими компаниями. Команды разделились на 26 консорциумов из 14 стран и 13 индивидуальных конкурсантов — юридические лица и предприниматели, которые работают на территории России», — добавила глава Минкульта РТ.
Ираду Хафизяновну порадовал и тот факт, что практически все команды коммуницировали не только с профессиональным сообществом архитекторов, но и брали в качестве экспертов представителей театрального сообщества. Именно это сообщество было очень хорошо представлено и в составе жюри и экспертной группы.
На брифинге Аюпова предложила отсрочить вопрос, что будет со старым зданием, потому что даже те концепции, которые звучали в конкурсных заявках, зачастую рассматривали существующее здание и новое здание как идеологически единый комплекс.
«Мне кажется, об этом нужно будет говорить после того, как мы поймем, кто будет победителем и сколько лет мы будет это реализовывать», — отметила она.
Мировые эксперты и деятели культуры: кто вошел в состав жюри конкурса
Состав жюри конкурса действительно поражает своими масштабами, помимо привычных лиц – мэра Ильсура Метшина и Ирады Аюповой, в него вошли: директор премии Ага Хана Фаррух Дерахшани, главный архитектор города Ильсияр Тухватуллина, Адель Хуснутдинов, гендиректор «Татинвестгражданпроекта», основатель GAD Architecture Гекан Авджиоглу, основатель Archdaily.com Дэвид Базульто. Среди культурной элиты можно увидеть актера Евгения Миронова, народного поэта Татарстана Разиля Валеева, а также худрука Государственного симфонического оркестра республики Александра Сладковского.
«У нас много экспертов, что важно, специфически театральных, эти люди принимали участие в разработке нашего функционального задания. Сейчас в большей степени они занимаются консультативной помощью, но, когда нам начнут подавать предварительные концепции, роль этих людей возрастет невероятно, потому что мы будем просить экспертный совет детально штудировать и говорить, что работает, а что нет», — отметила помощник Президента РТ Наталия Фишман-Бекмамбетова.
Далее она перешла к самим финалистам, начав с японского бюро Kengo Kuma & Associates. В составе консорциума немецкая команда Werner Sobek, которая специализируется на разработке конструктивных решений общественных зданий, а также московское бюро Wowhaus, основанное в 2007 году. В портфолио команды немало театральных проектов.
Это, например, реализованный в 2014 году Электротеатр «Станиславский», Зеленый театр ВДНХ, Театр «Практика», Инновационный культурный центр в Калуге. Также в состав консорциума вошла персональная творческая мастерская архитектора Германа Бакулина из Казани, среди проектов которого, конечно же, нельзя не упомянуть нынешнее здание Театра Камала, построенное в 1972–1982 годы.
В конкурсе участвует и Архитектурная практика Новиковых из Казани, которая занималась благоустройством первой очереди набережной озера Кабан.
Из интересных конкурсантов можно выделить консорциум «Асиф Хан и Элина Сафарова» под лидерством Asif Khan Studio. Бюро основано в 2007 году в Лондоне. Архитектор известен своими оригинальными работами с использованием новых материалов и технологий.
Среди знаменитых проектов: новое здание Музея Лондона, павильон в Олимпийской деревне в Южной Корее. Также, например, порталы для входа в общественные пространства в Dubai Expo 2020 (ОАЭ) или павильон к зимней Олимпиаде 2018 года в Пхенчхане. Здание признано самым черным в мире, оно поглощает более 99% попадающего на него света.
В финал прошли и британская архитектурная и дизайнерская компания Zaha Hadid Architects, которая занималась, например, оперным театром Гуанчжоу, проект которого был реализован в 2003–2010 годы. Также в портфолио бюро Центр Гейдара Алиева в Баку, Большой театр Рабата в Марокко, который реализуется сейчас, и множество других объектов по всему миру.
Это лишь часть финалистов, с работами остальных можно ознакомиться на сайте конкурса.
«Восточный зал с куполом из звезд»: чего хочет главный режиссер театра Фарид Бикчантаев
На брифинге один из главных интересантов переезда в новое здание Фарид Бичантаев признался, что при еще на этапе отбора финалистов, члены жюри также учли и его мнением, что для него немаловажно.
«Все ключевые пожелания к зданию изложены в подробном функциональном задании: репетиционные залы (в нынешнем здании театра нет репетиционного зала), трансформирующийся blackbox, помимо большого зала, а также пространства для цехов. Важное пожелание: театр должен стать общественным пространством и быть открытым зрителю в течение дня», — сказал спикер.
По словам главного режиссера, именно поэтому в функциональном задании запланировали зону общественного питания (кафе, ресторан), выставочное пространство, универсальные пространства для обучающих занятий разного формата – разговорных, пластических, художественных, а также встреч, презентаций и мастер-классов для широкой аудитории и профессионалов в рамках образовательной деятельности театра.
«И еще одно мое пожелание тоже было учтено – это «Восточный зал». Это зал с открытым куполом и звездным небом, это наша фантазия с художником», — подчеркнул главный режиссер.