«МЫ ПОМНИМ, КАК ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ»

В агентстве РТ по массовой коммуникации «Татмедиа» прошли пресс-конференция с руководством и круглый стол с ветеранами ОАО «Радиоприбор», посвященные 60-летию Победы.

news_top_970_100

Добрая слава об этом заводе гремит с первых дней войны и до сих пор. Впрочем, сперва он носил номер 294 и назывался заводом пластмасс. Эвакуированное в декабре 1941 года из Москвы, предприятие уже 22 февраля 1942 года выдало первые детали для самолетов Пе-2, Пе-8, Ил-2 и Ант-6. Это были штурвалы, ручки управления, заслонки, кронштейны, крышки, корпуса и многое другое.

В ту пору в цехах работали женщины, старики да подростки. Вкалывали без выходных по 12 - 14 часов в сутки, забыв про личное ради великого общего - Победы. За годы войны завод укомплектовал своей продукцией более 10 тысяч самолетов. Десятки его тружеников были награждены орденами и медалями, а в 1944 году предприятие вышло победителем в соревновании среди всех предприятий авиационной промышленности ТАССР.

Как рассказал журналистам генеральный директор ОАО «Радиоприбор» Рашид Апаков, специализацию производителя сложнейших электронных авиационных приборов и систем завод получил уже в послевоенные годы, когда казанские авиастроители начали выпуск знаменитых Ту-4. Тогда и получили заводчане заказ на изготовление радиотехнического оборудования для этой машины.

Всего 14 лет понадобилось коллективу «Шпаковского завода» (как называли его в народе в честь тогдашнего директора Ивана Шпакова), чтобы завоевать славу передового радиотехнического предприятия страны. Но не только для нужд обороны работал коллектив. Уже в пятидесятые годы тут был налажен выпуск одних из первых в стране телевизоров «Звезда», переносных радиол «Казань», «Казань-57», магниторадиолы «Казань-2». А в 1954 году группа специалистов предприятия разработала и создала передающий телевизионный центр, откуда 27 февраля 1955 года велась первая телевизионная трансляция.

Пик развития завода пришелся на восьмидесятые годы прошлого столетия, когда у ТПО «Радиоприбор» появились филиалы в нескольких городах Татарстана, Украины и Белоруссии, а численность работающих достигла 25 тысяч человек. Главной продукцией оставалась бортовая аппаратура для всех типов отечественных самолетов и вертолетов. Изделия завода также экспортировались в 30 стран мира. Именно в те годы завод выполнил государственный заказ на изготовление системы навигации и посадки для знаменитого космического корабля многоразового использования «Буран», за что разработчики были удостоены Государственной премии СССР.

Несмотря на известные трудности, предприятие и сегодня остается одним из ведущих производителей бортового радиолокационного и навигационного оборудования, которое устанавливается на все виды отечественной авиационной техники, производимой в России, СНГ и некоторых других странах мира. Кроме того, здесь освоен выпуск современных средств промышленной автоматики и систем управления на основе микропроцессорной техники, а также ряда изделий для автомобилестроения, электротехнической и нефтегазодобывающей промышленности. Впрочем, тут верят, что не за горами возрождение российского авиапрома. И уже готовятся к серийному производству авиационной техники пятого поколения.

Разговор о вчерашнем и сегодняшнем дне предприятия продолжили ветераны войны и труда Герман Евсеев, Петр Матюшкин, Иван Васильев, Герой Социалистического Труда Николай Фролов. А председатель совета ветеранов Турфан Насыбуллин сказал, что завод не забывает ни одного из трех тысяч своих ветеранов. Даже открытки к праздникам тут посылают - на домашний адрес, как в старые времена.

Народная мудрость гласит: будущее есть там, где помнят историю и чтят стариков.

Владимир МУЗЫЧЕНКО.

news_right_column_240_400
news_bot_970_100