На Берлин и Прагу через Тегеран

Этот подвиг советских танкистов, совершенный на танках Т-34 в годы Великой Отечественной войны, до сего времени еще никем не описан, хотя, возможно, по своей значимости он подобен подвигу суворовских солдат при переходе через Альпы.

news_top_970_100

Союзники серьезно готовились к ней. Готовилось и гитлеровское военное руководство, поручившее Гиммлеру и Шеленбергу разработать операцию «Большой прыжок» по уничтожению глав «Большой тройки» - Иосифа Сталина, Франклина Рузвельта и Уинстона Черчилля. В Иран, во все его крупные промышленные центры и особенно Тегеран, были заброшены новые группы диверсантов, шпионов, подрывников. Им предстояло подготовить места явок и прием парашютистов, которых предполагалось сбросить с самолетов «Юнкерс-52» перед самым началом конференции. Гитлер лично поручил небе-зызвестному диверсанту Отто Скорцени похитить президента США Рузвельта.

Советская разведка и разведка союзников были осведомлены об этом. Они предпринимали все, чтобы обезопасить конференцию от фашистских происков. Со стороны СССР в Иран, прежде всего в Тегеран, были направлены опытнейшие разведчики, полк чекистов и танковый полк. Вот что рассказывал наш земляк, участник ВОВ, участник этого события, а затем и штурма Берлина, Леонид Константинович Кубицкий:

- Нам, еще горячим от только что проведенного боя, приказали построиться. Была поставлена задача немедленно привести материальную часть, вооружение, радиостанции в полную техническую исправность и боевую готовность. На это отводилось несколько суток. Дальше последовал приказ о полной заправке наших боевых машин – танков Т-34 горюче-смазочными материалами, антифризом, боеприпасами. На несколько дней выдали сухой паек, медицинские аптечки, индивидуальные пакеты. Было проверено на всех танках наличие буксировочных средств, комплекта инструментов и личное оружие. Тогда мы даже смутно не представляли, для чего это делается. Понимали только, что предстоит серьезный марш-бросок. Но куда? Вскоре нам объяснили – предполагается передвижение своим ходом «в другой район». Оно будет происходить в темное время суток. На марше соблюдать дисциплину и порядок движения. Строго подчиняться сигналам главной машины, радиостанции включить только на прием. Запрещалось пользоваться осветительными приборами, выбрасывать на дорогу вещи или предметы. Остановки для осмотра машин, заправки ГСМ, отдыха – строго по командам! И не отходить от машин ни на шаг! Нам навстречу не попадались ни люди, ни повозки, ни какой-либо транспорт. Казалось, мы одни двигаемся в ночной тьме. Вскоре впереди стало проявляться что-то вроде возвышенностей, холмов, гор.

- А-а-а! Теперь понятно! – говорили ребята из этих мест. – На Кавказ едем! Отдыхать будем!

Шутки шутками, но тревожные мысли стали овладевать нами:

- Неужели Турция ввязалась в войну с СССР?

Командиры ответов никаких не давали. Маршрут нашего движения выходил на Военно-Грузинскую дорогу. Двигаться в плотных колоннах становилось все труднее. Не исключена была опасность налетов вражеской авиации, нападения диверсионных групп, неожиданных обстрелов. Куда двигаться в таких случаях, как укрыть технику и сберечь себя? Здесь даже разъехаться было невозможно. Теперь мы двигались больше в светлое время суток. Середина ноября в горах Кавказа не совсем приятное время. Ночью и утром сильные туманы, резкое похолодание, дожди, снег, заморозки. Танкисты мерзли. Особенно тяжело было механикам-водителям. Им приходилось ехать с открытыми люками - ледяной воздух пронизывал насквозь.

- Что-то не дают нам ни отдыха, ни вина! – шутили танкисты на коротких остановках.

- Не видишь, что ли, в Турцию едем! У султана все получим: и табачок хороший, и винцо. А еще по случаю можно будет и в его гарем сходить! - шутили другие.

Двигаться становилось все труднее. Дорога местами была обледенелой, скользкой. Мощность двигателей резко упала - им не хватало кислорода. Машины еле ползли, хотя на газ мы нажимали до отказа. Ближе к перевалу через Кавказский хребет трудностей прибавилось. Широкие гусеницы не зацеплялись за обледенелую дорогу и пробуксовывали. Машины разворачивало и заносило не только в стороны, но и к краю пропасти. Мы оказались свидетелями жуткого момента, когда исправный танк с полным экипажем из пятерых молодых и здоровых ребят стащило с дороги в пропасть. Гибель друзей не в бою повергла в шок...

До нас еще никто в мире не совершал подобных переходов массы танков в горных условиях зимой. Это заставляло принимать экстренные меры предосторожности. В машинах оставались только механики-водители. А экипажи шли по дороге, растаскивая по ней буксировочные тросы, подсыпая под гусеницы грунт, расстилая брезент, – и так через весь перевал. Темп движения значительно снизился. В установленный режим мы не укладывались, поэтому времени на отдых было чрезвычайно мало. Все от усталости валились с ног. Но приказ есть приказ...

Когда проезжали по Армении, сильно затосковал мой друг, командир другого танка Т-34 Гриша. (Мы с ним всю войну прошли, брали Берлин.) «Как домой хочется! Хоть на миг увидеть своих и обнять», – грустил он. Но отлучаться было нельзя. В районе Джульфы колонна сделала короткую остановку. Нам объяснили, что мы въезжаем в Иран, а наш маршрут – на Тегеран. По прибытии всем указали места расположения. Машины было приказано укрыть, без команды никуда не отлучаться. Иранцы встречали нас радушно: улыбались, приглашали в гости, угощали фруктами и всячески старались помочь нашему делу. Еще 7 мая 1942 года в Тегеране было опубликовано сообщение о том, что население Ирана пожертвовало в Фонд обороны СССР 1 млн 750 тыс. риалов и отправило большое количество подарков Красной армии.

Нам разрешили ненадолго отлучаться в лавку за продуктами, в чайхану, по ближайшим улицам. Но некоторые (нам в ту пору было по 20 лет) стали уходить из своего расположения и по вечерам. Уходили - и не возвращались. Куда они девались? Или погибали от рук немецких диверсантов, или их похищали иранцы, недруги СССР. Нам категорически запретили уходить из расположения части в темное время суток. А вскоре объяснили, для чего мы сюда прибыли. В ближайшие дни в Тегеране состоится встреча глав стран-участниц антигитлеровской коалиции: Сталина, Рузвельта, Черчилля. Наша задача - совместно с другими подразделениями советских войск и союзными разведками обеспечить надежную охрану, создать безопасные условия для работы, проживания и отдыха всех участников конференции.

Когда президент США Рузвельт прибыл в американское посольство, расположенное в нескольких километрах от Тегерана, он получил письмо от Сталина с приглашением в целях безопасности переехать в советское посольство и остаться там на все время конференции. Рузвельт принял приглашение.

Разведки трех стран начали совместную операцию по обеспечению безопасности конференции под кодовым названием «Эврика». По городу патрулировали воинские наряды союзников. Усиленная охрана была выставлена в районе аэропорта, ведущих к нему дорог, места проведения конференции и вокруг. Территория советского посольства охранялась снаружи и внутри двойным кольцом советских разведчиков. Наш танковый полк был приведен в боеготовность номер один. И так на все время работы конференции! Замыслы фашистских диверсантов были полностью сорваны. Конференция проходила в спокойной деловой обстановке. Вот как это оценил президент США Рузвельт: «Маршалу Иосифу В.Сталину, премьеру СССР. Москва. Уважаемый маршал Сталин! ...Я спешу высказать Вам свою личную благодарность за Ваше внимание и гостеприимство, выразившиеся в предоставлении мне жилого помещения в Вашем посольстве в Тегеране. Там мне было не только в высшей степени удобно, но я также вполне сознаю, насколько больше мы смогли сделать в короткий период времени благодаря тому, что мы были столь близкими соседями во время нашей встречи.

Я рассматриваю эти знаменательные дни нашей встречи с величайшим удовольствием, как важную веху в прогрессе человечества. Я благодарю Вас, также Ваших сотрудников и обслуживающий персонал дома за многие любезности, оказанные мне и моим сотрудникам...

Сердечно Ваш Франклин Д.Рузвельт. 3 декабря 1943 года».

Конференция закончилась 1 декабря. На ней приняли многие важные решения, в том числе об открытии второго фронта в Северной Франции весной 1944 года, Тегеранскую декларацию трех держав и Декларацию трех держав об Иране. Вскоре мы покинули Тегеран. Возвращаться в Советский Союз пришлось тем же путем. Обратный путь был так же труден и опасен. В горах уже стояла зима. Нас торопили: Красная армия в это время вела бои по освобождению Крыма, Украины. Мы уже находились на территории Ставрополя, когда от имени Верховного главнокомандующего Сталина нам объявили благодарность за образцовое выполнение боевого задания.

На великолепных боевых машинах - танках Т-34 я и мои друзья освобождали занятую фашистами территорию Советского Союза, Польшу, Румынию, брали Берлин. После нас направили на штурм Праги, ставший заключительной операцией советских войск в этой войне. Ставка Верховного главнокомандующего приказала 1, 2 и 4-му Украинским фронтам направить в районы Праги свои подвижные части, которые должны были завершить разгром остатков немецких войск в Чехословакии. Надо было видеть, как, рокоча моторами, лязгая гусеницами, «сверкая блеском стали», грозно неслась наша бронированная лавина к столице Чехословакии! Мы были полны решимости разнести оставшихся врагов в щепки. Но при подходе к Праге нас остановили: «Прага уже взята! Немецкий гарнизон капитулировал!» Это было 9 мая 1945 года. Так завершился наш последний марш-бросок на танках Т-34 и закончилась для нас Великая Отечественная война.

P.S. Статья основана на личных воспоминаниях участника ВОВ Леонида Константиновича Кубицкого с использованием следующих монографий:

Жуков Г.К. Воспоминания и размышления. Том 2, - издательство АПН, Москва, 1974, с. 382.

Зорин Л.И. Особое задание, - издательство ИПЛ, Москва, 1987, с. 110 - 119.

news_right_column_240_400