Эдуард Хайруллин — краевед, ведущий проекта «Новая Тартария», автор книги «Татарстан 100: прежде и теперь» начал свое выступление с демонстрации ролика, в котором Людмила Матвеевна, женщина 86 лет пыталась продать сумку. Все действие происходило на барахолке. Этот ролик стал ярким примером того, что реклама вечна и берет свое начала еще с древних времен.
Первая реклама на Руси появилась на рубеже X и XI веков. В то время продавцы в попытках привлечь покупателей устраивали театрализованные представления со стихами и музыкой. То есть сам человек становится рекламным носителем, поскольку была развита устная торговая реклама.

Фото: © Наргис Файзуллаева
Дом Ушковой как эпицентр рекламной жизни
Историю становления татарской рекламы Эдуард Хайруллин решил продемонстрировать на примере Дома Ушковой, который является яркой достопримечательностью центра города, а также объектом культурного наследия федерального значения. Дом стал свадебным подарком Зинаиде Высоцкой от представителя династии промышленников Алексея Ушкова и предстал перед казанцами в 1908 году.
На бельэтаже проживали владельцы дома, а нижняя часть и все правое крыло были отданы арендаторам. В этом доме располагалось кафе «Бристоль», в котором подавали кофе – совсем нехарактерно для того времени, поскольку в большей степени была распространена чайная торговля. По соседству располагался книжный магазин Маркелова и Шаронова, а также магазины музыкальных инструментов и даже колбасных изделий. Каждый из арендаторов активно рекламировал свои услуги. Рекламные объявления того времени сопровождалась необычным слогом и яркими иллюстрациями. Зачастую использовали стихотворную форму.

Фото: © Наргис Файзуллаева
«Казанский телеграф»: реклама первична, а литература вторична!
Газета «Казанский телеграф» увидела свет в 1893 году, рассказали на выставке. Была она не только общественно-политической, но и коммерческой. Примечательно, что чем выше располагалась реклама к заголовку, тем дороже она стоила. К примеру, размещение на первой страницы обошлось бы в 40 копеек, а на четвертой в 20. Реклама давалась как на русском, так и на татарском языках.
В типографиях того времени действовал негласный кодекс, в соответствии с которым печатались издания. Согласно этому кодексу именно размещение рекламы было в приоритете. И лишь при наличии свободного места печатались литературные произведения – так назывались заметки того времени. Такой подход приносил изданию до 100 рублей в день. В переводе на современные деньги это примерно 130 тысяч.

Фото: © Наргис Файзуллаева
А рекламировать презервативы - не дурной тон?
Поскольку лекция проходила в выставочном зале Национальной библиотеке РТ, гости смогли ознакомится со старыми изданиями того времени и даже потрогать их. Предварительно надев специальные перчатки.
В одном из старых изданий была обнаружена реклама первых презервативов под названием «Предохранители». Даже в те времена люди хотели получить максимум удовольствия и избежать серьезных последствий.
Основной упор рекламщики того времени делали на алкоголь, театральную жизнь, музыкальные инструменты, а также предметы быта. А вот детскими нуждами пренебрегали, поскольку подобных объявлений было крайне мало.

Фото: © Наргис Файзуллаева
Самую дорогую рекламу подавали развлекательные заведения. В одной из газет мне попалась реклама ресторана, который работал до четырех часов утра. «О времена! О нравы!» - подумаете вы. А чего вы хотели? Тогда еще коронавируса не существовало и антиковидные меры никто не вводил.
От НЭПа до Бекмамбетова
Для привлечения внимания рекламодатели использовали разные шрифты и иллюстрации. Во времена НЭПа в большей степени делали акцент на текст. После Октябрьской революции частную рекламу запретили. Практически все объявления и плакаты этого периода были политическими. А еще для советской эпохи характерна реклама сельскохозяйственной техники. То есть личное отрицалось, а вот коллективное превозносилось.
После начала перестройки в СССР стала появляться реклама западного образца. На телевидении заняли свое место рекламные паузы. И здесь отдельного внимания заслуживает серия популярных рекламных роликов, снятых в 1992 - 1997 годах Тимуром Бекмамбетовым для банка «Империал». Спустя время эти ролики стали называть «классикой российской рекламы», а цитаты из них разошлись в народе.