Дом Ушковой и объявления за 40 копеек: на что были способны рекламщики времен Казанской губернии
news_header_top_970_100

Дом Ушковой и объявления за 40 копеек: на что были способны рекламщики времен Казанской губернии

«Казанские ведомости» побывали на открытии Библиотечного фестиваля «Текст», который даст возможность казанцам исследовать многообразие текстов под самыми разными ракурсами. Открытие ознаменовалось выставкой, которая была посвящена рекламному тексту времен Казанской губернии вплоть до эпохи НЭПа.

Эдуард Хайруллин — краевед, ведущий проекта «Новая Тартария», автор книги «Татарстан 100: прежде и теперь» начал свое выступление с демонстрации ролика, в котором Людмила Матвеевна, женщина 86 лет пыталась продать сумку. Все действие происходило на барахолке. Этот ролик стал ярким примером того, что реклама вечна и берет свое начала еще с древних времен.

Первая реклама на Руси появилась на рубеже X и XI веков. В то время продавцы в попытках привлечь покупателей устраивали театрализованные представления со стихами и музыкой. То есть сам человек становится рекламным носителем, поскольку была развита устная торговая реклама.

 

Фото: © Наргис Файзуллаева

Дом Ушковой как эпицентр рекламной жизни 

Историю становления татарской рекламы Эдуард Хайруллин решил продемонстрировать на примере Дома Ушковой, который является яркой достопримечательностью центра города, а также объектом культурного наследия федерального значения. Дом стал свадебным подарком Зинаиде Высоцкой от представителя династии промышленников Алексея Ушкова и предстал перед казанцами в 1908 году.

На бельэтаже проживали владельцы дома, а нижняя часть и все правое крыло были отданы арендаторам. В этом доме располагалось кафе «Бристоль», в котором подавали кофе – совсем нехарактерно для того времени, поскольку в большей степени была распространена чайная торговля. По соседству располагался книжный магазин Маркелова и Шаронова, а также магазины музыкальных инструментов и даже колбасных изделий. Каждый из арендаторов активно рекламировал свои услуги. Рекламные объявления того времени сопровождалась необычным слогом и яркими иллюстрациями. Зачастую использовали стихотворную форму.

 

Фото: © Наргис Файзуллаева

 «Казанский телеграф»: реклама первична, а литература вторична!

Газета «Казанский телеграф» увидела свет в 1893 году, рассказали на выставке. Была она не только общественно-политической, но и коммерческой. Примечательно, что чем выше располагалась реклама к заголовку, тем дороже она стоила. К примеру, размещение на первой страницы обошлось бы в 40 копеек, а на четвертой в 20. Реклама давалась как на русском, так и на татарском языках.

В типографиях того времени действовал негласный кодекс, в соответствии с которым печатались издания. Согласно этому кодексу именно размещение рекламы было в приоритете. И лишь при наличии свободного места печатались литературные произведения – так назывались заметки того времени. Такой подход приносил изданию до 100 рублей в день. В переводе на современные деньги это примерно 130 тысяч.

 

Фото: © Наргис Файзуллаева

А рекламировать презервативы - не дурной тон?

Поскольку лекция проходила в выставочном зале Национальной библиотеке РТ, гости смогли ознакомится со старыми изданиями того времени и даже потрогать их. Предварительно надев специальные перчатки.

В одном из старых изданий была обнаружена реклама первых презервативов под названием «Предохранители». Даже в те времена люди хотели получить максимум удовольствия и избежать серьезных последствий.

Основной упор рекламщики того времени делали на алкоголь, театральную жизнь, музыкальные инструменты, а также предметы быта. А вот детскими нуждами пренебрегали, поскольку подобных объявлений было крайне мало.

 

Фото: © Наргис Файзуллаева

Самую дорогую рекламу подавали развлекательные заведения. В одной из газет мне попалась реклама ресторана, который работал до четырех часов утра. «О времена! О нравы!» - подумаете вы. А чего вы хотели? Тогда еще коронавируса не существовало и антиковидные меры никто не вводил.

От НЭПа до Бекмамбетова

Для привлечения внимания рекламодатели использовали разные шрифты и иллюстрации. Во времена НЭПа в большей степени делали акцент на текст. После Октябрьской революции частную рекламу запретили. Практически все объявления и плакаты этого периода были политическими. А еще для советской эпохи характерна реклама сельскохозяйственной техники. То есть личное отрицалось, а вот коллективное превозносилось.

После начала перестройки в СССР стала появляться реклама западного образца. На телевидении заняли свое место рекламные паузы. И здесь отдельного внимания заслуживает серия популярных рекламных роликов, снятых в 1992 - 1997 годах Тимуром Бекмамбетовым для банка «Империал». Спустя время эти ролики стали называть «классикой российской рекламы», а цитаты из них разошлись в народе.