Надежные бомбоубежища, Горбатый мост и с горем пополам сохраненные дома: что скрывает Кировский район

«Заброшки» в центре — это, конечно, круто, но вы видели что расположено за его пределами?

news_top_970_100

Кировский район считается одним из самых старых и богом забытых районов Казани. Странно, что такая удивительная часть города, в которой можно найти дореволюционные здания в стиле конструктивизма и сталинского ампира, заброшена и никому не нужна. А когда-то здесь текла жизнь, строилась столица и развивались предприятия...

Пусть каждого туриста, приехавшего в Казань, начинался именно с Кировского района. Экскурсовод Игорь Боталов решил показать корреспонденту «КВ» тот самый маршрут, по которому следовали все путешественники и даже сам Александр Сергеевич Пушкин. 


«Был центром города, стал полуразрушенным районом»

Мы встретились с экскурсоводом у Центра современной культуры «Смена» (улица Шахиди, 7), как он отметил, раньше эти места использовались для хранение сена. Сюда приезжал гужевой транспорт, а рядом с вокзалом (ныне Казань-1) была площадь «Мочальная», где они и останавливались. 

Наш путь в Кировский район следовал по одоноименной дамбе. По дороге к первой локации Игорь Боталов рассказал, что нынешняя дамба повторяет облик старой дореволюционной дамбы, а на месте Речного техникума было устье Казанки. 

«Река соединялась не так, как сейчас, где мост железнодорожный, а ее соединение было около Речного техникума на улице Гладилова. Здесь было устье Ближнее и Дальнее», — поделился собеседник. Мы направлялись в сторону Дальнего устья, где расположены улицы Клары Цеткин и Адмиралтейская. Раньше здесь ходил трамвай. 

«Получается там был центр города, а не так, как сейчас, где Площадь Тукая и ТЦ „Кольцо“. Почему „Кольцо“ получило такое название? Потому что трамвайное кольцо», — добавил Игорь.

Интересный факт — Кировский район раньше назывался Адмиралтейской слободой, потому что в первой четверти 18 века на землях села Бишбалта, находившейся в юго-западной части современного Кировского района, возникло адмиралтейство. Оно было самым крупным на Волге и объединяло все волжское судостроение.  Из-за удобного расопложения реки здесь изготавливали и пускали корабли еще со времен Казанского ханства. Так в народе и сохранилось название «Адмиралтейка». 

Еще одна отличительная черта этой части Казани — большое количество проблемных строений. До революции здесь все цвело и развивалось — были кожевенные, льнопрядильная фабрики, а в 1930-е годы завод обозных деталей, корпуса вертолетного завода. Что мы имеем сейчас? Полуразрушенные здания и «с горем пополам» сохраненные дома, например, дом Алафузова. 

«Спроси у казанца, есть ли у вас в доме бомбоубежище? Конечно, нет, а здесь есть»

Первая остановка — общежитие вертолетного завода, расположенное на улице Мало-Московской. Строительство дома датируется 1933 годом. Он был возведен для простых рабочих, в нем, как и в былые времена, до сих пор живут сотрудники предприятий.

Общежитие построено в стиле конструктивизм, первый образ стиля Хай-тек, которому присущи простые формы, много металла, пластика и стекла. 

«В конструктивизме заложена легкость, нет лестниц, все должно парить. Признак конструктивизма – ленточные большие окна. В конструктивизме всегда что-то спрятано и заложено», — рассказал Игорь. К примеру, идея строительства пожарной станции, расположенной рядом, связана с самолетами, показал он. 

«Здания сейчас пустующие, когда-то отсюда выезжали пожарные команды. А сейчас здесь некого тушить, район почти заброшен», — констатировал экскурсовод. 

Общежитие встретило нас красной звездой с серпом и молотом. За эту звезду его прозвали «Домом с красной звездой». Здание очень популярно среди казанцев и туристов из-за его необычной формы. 

«Почему же его не приведут в порядок? Реставрировать его очень тяжело, потому что он построен из самых дешевых материалов. Кирпич-то вроде нормальный, а цемент непрочный, смешанный с камышами и всем что было. Цемент был дорогим удовольствием», — объяснил собеседник. 

Подъезд дома сохранен в первозданном виде, даже рамы на окнах. Подоконник используется вместо почтовых ящиков, там лежат квитанции и почтовые извещения. Для интереса мы решили открыть одну из квитанций и увидели, что жители оплачивают за коммунальные услуги 800 рублей в месяц, 124 рубля за электричество. 

Само общежитие в целом типичная «общага» коридорного типа. Однако этот дом не так прост, как кажется — в нем есть бомбоубежище, причем в хорошем состоянии.

«Самое интересное — спроси у казанца: есть ли у вас в доме бомбоубежище? Конечно, нет, а здесь есть», — пошутил экскурсовод. 

Во дворе дома раньше располагались туалеты и прачечные. Также дровницы для хранения дров, ведь в каждой комнате была печь и ее нужно было чем-то топить. Сейчас эти помещения используются под гаражи. 

На первый взгляд кажется, что в «Доме со звездой» нет никаких условий, так оно и есть — здесь холодно, сыро и все потихоньку обваливается. Однако жильцы создают комфорт сами — устанавливают кондиционеры.

Соседние дома строились тоже в 1930-е годы, здесь был целый соцгородок — разные слои населения, в основном рабочие. Чем еще они необычны — арочными проездами с деревянными перекрытиями, в сталинских они уже бетонные, поделился Боталов. 

«В этих домах условия уже получше, если там просто коридор и комнаты, то здесь у каждого свои квартиры — двушки и трешки. От дома остался только внешний облик, внутри все изменили», — добавил он. 

По словам Игоря, все эти дома, в том числе общежитие со звездой, по-своему красивы и привлекательны, однако не несут никакой исторической ценности. В этом и причина, почему их не пытаются сохранить. 


«Горбатый мост и полсотни собак»

Второй точкой нашего маршрута стал «Горбатый мост». По пути к нему экскурсовод рассказал, что Кировский район считается депрессивным и не очень популярен при покупке квартиры. 

«Раньше были объявления „Куплю квартиру, Кировский район не предлагать“. Он живописный летом, а сейчас одни пустующие постройки. Еще и многие не хотят сюда переезжать, потому что здесь неподалеку тюрьма, временный изолятор. Интересно, что в женской части девушки сидят в здании православного храма», — добавил Боталов. 

Оказавшись на месте назначения, Игорь поделился историей создания «Горбатого моста». Он был построен в 1928 году, однако уже через два год дал трещину, так как был построен из дешевых материалов. До 1950-х годов по нему еще ездили и ходили, а уже в 60-е признали аварийным. Многие казанцы думали, что мост разводной из-за трещины посередине. 

Сейчас проход на мост перекрыт проволокой и забором, висят страшные плакаты «Проход запрещен». Игорь посоветовал не выходить на него. 

«На мосту любит бродить стая собак — по 50-60 собак можно встретить, сюда лучше одному не ходить», — сказал он. 

«Сталин строил „империю“ в стиле ампир» 

Завершающими локациями нашего маршрута стали старые общежития работников Порохового завода, «сталинки» и дом со львом. По дороге к ним мы проехали через Пороховой завод. Чем он интересен?

Пороховое предприятие было открыто еще при Екатерине II в 1788 году в военных целях и работает до сих пор. После революции его охраняли сотрудники НКВД, а сейчас на заводе используется гужевой транспорт – чтобы убрать любую возможность появления искры от двигателей рядом с опасным производством. К тому же, территорию «Порохового» охраняют охранники-автоматчики.

Приближаясь к старым «общагам», мы увидели «сталинки», во дворах которых скрыты дореволюционные дома рабочих Порохового завода. Их скрывали от лишних глаз еще во времена советской России из-за полуразрушенного и аварийного вида, сообщил Боталов. 

В завершении экскурсии был «Дом со львами», названный так из-за фигур львов на заборе перед ним. Изначально здесь должен был быть фонтан с вазами. Он построент в стиле ампир, потому что в сталинские времена почти все строили в этом стиле  — «империю строили», а львы — отсылка к Древней Греции, рассказал Игорь.

«Такие вазы как здесь мало где встретишь, такие же есть в здании экономического института КФУ», — отметил он.

Сейчас на этом месте расположен дом волонтеров Универсиады, раньше был ЖКУ, однако чтобы там ни находилось — все в заброшенном состоянии. Фонтан можно было бы восстановить, но никто этого не делает.

 

news_right_column_240_400