В России сегодня действуют около миллиона малых предприятий и около 4 миллионов ПБЮЛ - предпринимателей без образования юридического лица, именуемых в народе чэпэшниками. По словам директора Департамента государственного регулирования в экономике МЭРТ Андрея Шарова, около 44% действующих в России предприятий - малые. В малом бизнесе занято примерно 24% всех работающих в экономике. Годовой оборот малых предприятий составляет около 7 трлн рублей. Однако в развитых странах мира 500 крупнейших корпораций производят 20% ВВП. По данным общественной организации предпринимателей России, в нашей стране 500 крупнейших корпораций производят 80% ВВП. Кроме того, 70% малого и среднего бизнеса выживают за счет обслуживания и поставок государственным монополиям.
Ни для кого не секрет, что идет тенденция по вытеснению мелких предпринимателей с рынка в пользу гигантских сетей, которые если и предлагают микробизнесу сотрудничество, то на неподъемных для него условиях. Всем известно о высоких ставках арендной платы в торговых центрах. В то же время нет никаких реальных гарантий стабильно высокой проходимости покупателей для данного конкретного бизнеса. Огромную часть рынка в регионах занимают московские компании. Встречаю в официальной печати заголовок «Татарстанская розница выбирает укрупнение» - об очередном пришествии в республику очередного оператора ритейла. Похоже, что за розницу уже все выбрали.
Можно называть это справедливой конкуренцией и нормальным развитием рынка, а можно - особенностями национального бизнеса. Однако так или иначе, механизм укрупнения рынка и выживания малого и мелкого бизнеса из отдельных его секторов приводит к обнищанию значительной части населения. Предприниматель, который вот уже несколько лет занимается розничной торговлей, имея несколько киосков, либо перевозками, вкладывая все заработанные деньги в свой бизнес, вдруг оказывается за бортом. Он не может взять кредит на новый бизнес, потому что банки кредитуют только при наличии нормальной стабильной деятельности; не может даже продать свой бизнес, поскольку в этой сфере малому бизнесу кислород перекрыли и вместо него там никто работать не захочет. Получается, что отечественный малый бизнес вынужден работать в соответствии с принципом «не верь, не бойся, не проси»: не верь в стабильность бизнеса, не бойся давления, не проси помощи. Это не развитие, это борьба за выживание.