С первого до последнего дня блокады наши бойцы не отдавали фашистским оккупантам крохотный клочок левого берега Невы в районе ГРЭС и деревеньки Московская Дубровка. Этот плацдарм получил название Невский пятачок и был последней надеждой ленинградцев на спасение. И хотя в январе 1943 г. прорыв блокады состоялся на десяток километров севернее от этого места, оно осталось в памяти народа как символ мужества и надежды на победу.
Врагу так и не удалось захватить эти два квадратных километра левого берега Невы. В боях за этот участок ежедневно погибало до 700 красноармейцев. А всего в боях на Невском пятачке с 1941-го по 1943 год Красная армия потеряла более 100 тысяч своих солдат и офицеров.
По данным электронной базы, созданной сотрудниками музея-мемориала, только на территории Кировского района Ленинградской области в боях по прорыву блокады погибло и умерло от ран более 6 тысяч сынов и дочерей Татарии. Эти списки переданы Кировскому районному военкомату для увековечения на братских могилах.
За 15 лет экспедиций поисковикам удалось среди десятка тысяч найденных останков опознать по медальонам 49 татарстанцев. По шесть уроженцев из Аксубаевского, Актанышского и Арского районов. В том числе только на Невском пятачке – 29 человек.
В октябре 1998 г. местные поисковики нашли останки солдата вместе с медальоном, но фамилию в записке прочли как «Дибаков Шами...» Правильно удалось расшифровать лишь место рождения погибшего – с. Атясево Калининского (ныне Актанышского) района Татарии. Десять лет поисков убедили исследователей в том, что на самом деле найден Шамильян Саубанов 1906 года рождения. К сожалению, подобные искажения татарских фамилий, имен и названий населенных пунктов встречаются очень часто и в записях центральных архивов, и на сайте Минобороны РФ.
На Невском пятачке шли такие жестокие бои, что практически ничего не осталось от располагавшихся здесь деревушек – Московской Дубровки и Арбузово. Дубровка осталась лишь на картах да в мемуарах. Да и то ее постоянно путают с Невской Дубровкой, которая находилась на противоположном берегу Невы. Там, конечно, тоже есть могилы, но тех солдат, что погибли в основном при обстрелах и бомбежках. Да еще тех, кто пытался вернуться после очередного неудачного штурма вражеского берега зимой по льду. Таких выстраивали здесь же на невском откосе перед строем прибывшего пополнения и расстреливали в «воспитательных целях». Их имена вычеркнуты из памяти народа за проявленную слабость. Хотя можно ли осуждать в трусости людей, которых отправляли в атаку на немецкие пулеметы с финками и топорами?
Но и те, кто погибал при штурме Московской Дубровки, оставались в подавляющем большинстве «пропавшими без вести». Лишь сравнительно недавно удалось узнать о судьбе Исмагила Гайсина 1908 г. р. из с. Аишево Актанышского района, Михаила Яковлевича Крылова 1909 г. р. из д. Тарханка Аксубаевского района, Шамси Хузиахметова 1909 г. р. из с. Верхний Пшалым Арского района, Гиниятуллы Самигуллина 1910 г. р. из с. Вахитово Кукморского района.
Об урочище Арбузово напоминает лишь железобетонный силуэт избы – памятник погибшим сельчанам. Вокруг него на поле найдены и опознаны по медальонам еще несколько татарстанцев. Это Афанасий Филиппович Болонин 1907 г. р. из с. Патрикеево Верхнеуслонского района, Гарай Давлетбаев 1908 г. р. из с. Утня Арского района, Гусман Галимов 1906 г. р. из д. Тюково Актанышского района и Насып Шамсутдинов 1912 г. р. из д. ТатЦИКа Пестречинского района.
О поисковых экспедициях на Невский пятачок снят видеофильм. Кадры его свидетельствуют, что посланцы Татарстана занимаются здесь не перезахоронением братских могил, а сбором останков дедов и прадедов буквально на пляже и в огородах жителей города Кировска. И хотя здесь работают теперь и отряды из других регионов России, и поисковый батальон Министерства обороны РФ, по воронкам и окопам остаются лежать еще десятки тысяч защитников города на Неве. Они не пропали без вести, как сообщают сохранившиеся в семьях извещения с фронта, а погибли при защите Отечества. И поисковая работа на Невском пятачке, как и во всех других местах, нужна прежде всего не погибшим, а нам, живым. Чтобы чувствовать себя цивилизованными людьми, а не только озабоченными своим благополучием и здоровьем легионерами-спортсменами.