Нужен план по спасению музыкального образования, а не оптимизация

В Казанской консерватории на ученом совете рассмотрели проект Программы развития системы российского музыкального образования в период с 2015 по 2020 год.

news_top_970_100
Трехуровневая система образования с более чем двухсотлетней историей, безусловно, долгое время приносила свои плоды. Отечественные музыканты и исполнители по инерции еще удерживают авторитет лидеров современной мировой концертной эстрады. Однако, к сожалению, возникает реальная угроза потерять ведущие позиции из-за проблем, назревших в системе образования.В большинстве общеобразовательных школ отсутствуют предметы, связанные с музыкальным творчеством. Хоровое пение, инструментальные школьные ансамбли, привычные для предыдущих поколений, для сегодняшних школьников почти экзотика. Музыкальные школы продолжают функционировать, но современные дети приходят туда не с целью освоения академической музыки. Система стала «разбавляться» эстрадными формами музицирования.Цель образовательной программы на следующие пять лет - привлечение к музыкальному творчеству максимального количества детей. В программе ставится весьма серьезная задача - вместо сегодняшних 12% детей, обучающихся в музыкальных школах, к 2020 году их должно стать 40%. Это коснется не только художественного образования, но и гуманитарного образования России, ведь каждый второй (!) ребенок будет охвачен музыкой.В программе предлагается также создать методические центры на базе вузов, которые могли бы координировать деятельность всех музыкальных учебных заведений региона. В Казанской консерватории, кстати, такой центр, охватывающий музыкальные школы, училища и вузы, плодотворно действует уже шесть лет. В проекте особо отмечается необходимость кардинально модернизировать материально-техническую базу образовательных организаций, повышать качество конкурсов и фестивалей на территории нашей страны, охваченной «конкурсоманией». Планируется обеспечить профессиональными кадрами коллективы ДШИ и музыкальных училищ, а также возродить хоры, духовые оркестры в музыкальных школах. Свое мнение о насущных проблемах музыкального образования России высказал ректор Казанской консерватории, народный артист России, профессор Рубин Абдуллин: - Говоря о реформировании системы музыкального образования, хочется вспомнить народную мудрость, которая гласит: вместе с водой не выплесните ребенка! Главная ценность нашей системы образования заключается в ее преемственности. У нас еще пока есть широкая сеть музыкальных школ, есть учреждения, где складываются более сложные профессиональные музыкальные навыки, - колледжи и училища, школы-десятилетки, есть система высшего профессионального образования и следующая за ней научная аспирантура и ассистентура-стажировка... Если мы разрушим эту пирамиду, то никакая реформа нам, увы, не поможет. Главное, к чему мы должны обратиться, - привлечь детей в систему образования.Много спорят сегодня по поводу общеобразовательных и профессиональных программ. Можно долго обсуждать каждую из них, но вряд ли найдется большая ценность для музыкальных школ, чем инвенции Баха, сонаты Моцарта, пьесы Чайковского. Эти ценности всегда составляли существо любой музыкальной образовательной программы.К сожалению, утрачены очень многие музыкальные школы. А уникальные школы-десятилетки, обеспечивающие высокий уровень обучающихся в музыкальных вузах уже в течение 80 лет, подвергаются реальной угрозе расформирования. Система, при которой часть школ подчиняется министерству образования, а часть - министерству культуры, тоже не способствует процессу. Снова и снова возникает вопрос: какую роль играет музыка в общеобразовательном цикле? Конечно, хотелось бы, чтобы это был один из главных предметов. Музыка еще ни одному ребенку не нанесла вреда, даже если она и не стала его профессией. Поэтому главное, что мы должны отстоять, - широкое образовательное поле, которое составляют музыкальные школы. Пусть они называются как угодно, суть не в этом. Главное, чтобы там занимались музыкой. Я помню то солнечное время, когда по окончании 1-го класса в зеленодольской музыкальной школе я играл со школьным оркестром (!) фортепианный концерт Гайдна. Где теперь этот оркестр?
То же самое произошло во многих музыкальных школах Казани, в том числе и в лучших. Это говорит о том, что система претерпела большие изменения в 90-е годы, эпоху распада, как я бы ее назвал. Кризисное состояние экономики, политическое переустройство, реформы, как известно, не лучшим образом сказываются на системе образования. Вообще, принимая участие в тех или иных реформах, я задумываюсь: а не пора ли остановиться? Бесконечно реформируя, мы в итоге можем не узнать того, с чего начали. Поэтому у меня есть сильное желание сохранить, не навредить. Наиболее уязвима первая ступень образовательной системы - первые семь лет, школа. С переводом системы художественного образования в начальной школе в статус дополнительного (!) реформаторы получили замечательную возможность упразднять все, что им захочется. Реформировать до той степени, когда существо этого образования уходит на десятый план, когда теряются те стороны профессии музыканта, которые во все времена играли ключевую роль в системе.Зачастую после окончания музыкальной школы человек не знает, куда идти. Перейти на обучение в колледж по закону он не имеет права, поскольку общеобразовательный цикл заканчивается лишь после девяти классов. Эти два года вынужденного простоя уносят из музыки большую часть ребят, окончивших музыкальную школу. Опасаясь ненадежности системы музыкального образования, родители предпочитают для ребенка другую профессию. Так мы и теряем широкое поле, основу для нашей пирамиды. Ведь для того, чтобы получился профессиональный музыкант, необходима среда обитания. Нужно слышать, как рядом играют твои товарищи. Это многим чиновникам и депутатам непонятно: даешь оптимизацию!Я очень боюсь, что недалек тот день, когда реформы зайдут очень далеко и Большому театру придется покупать солистов, артистов оркестра в Европе и Америке. Это будет стоить нам значительно дороже, чем сдержанность по отношению к реформированию и уважительное отношение к музыке, театру, живописи и литературе - тому, что составляет главную часть художественного образования.

news_right_column_240_400