Оперная труппа театра уже пакует чемоданы, собираясь в долгий гастрольный тур по Голландии. А меломаны все еще вспоминают счастливые мгновения Шаляпин-шоу. Палитра нынешнего фестиваля отличалась большим разно-образием. Зрители могли совершить настоящее путешествие: из Древнего Египта в «Аиде» в современную Шотландию в «Лючии ди Ламмермур», из средневековой Руси в «Борисе Годунове» в Японию XX века в «Мадам Баттерфляй». Их ждали Италия в «Риголетто», Испания в «Кармен» и Франция в «Травиате»...
Несмотря на то, что Шаляпинский позиционируется как фестиваль голосов, большое внимание уделяется и зрелищности каждого спектакля. Впрочем, премьера фестиваля - опера «Кармен», разочаровала многих меломанов. Режиссер-постановщик Георгий Ковтун в погоне за зрелищностью, по их мнению, несколько перестарался. В результате солисты, исполнявшие ведущие партии, вынуждены были (по задумке режиссера) выполнять акробатические трюки, что для них совсем непросто. Поэтому в постановке отсутствовали непринужденность и естественность. Как бы в пику смелому эксперименту «Пиковая дама» в сухом концертном исполнении заслужила у ценителей наивысшую похвалу. Ведь артисты пели, а не думали о том, как же совершить очередной пируэт.
Как и ранее, фестиваль продолжил традицию зажигать новые звезды. На этот раз открытием для казанской публики стал челябинец Дмитрий Полкопин - солист музыкального театра имени К.Станиславского и В.Немировича-Данченко исполнил партию Германа в «Пиковой даме». Его голос очень гармонировал с голосом хабаровчанки Ирины Ващенко, ныне солистки того же московского театра, исполнившей партию Лизы. Было очевидно, что этому дуэту не хватает места, отведенного на сцене, им хочется не только петь, но и играть. Надеюсь, театр Джалиля в будущем предоставит молодым талантам такую возможность, осуществив полноценную постановку «Пиковой дамы».
Еще одно открытие фестиваля - москвичка Евгения Афанасьева, также представлявшая музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко. Она блестяще и очень артистично исполнила заглавную партию в спектакле «Лючия ди Ламмермур».
Как известно, стабильность - признак класса. И все же наш Шаляпинский, несмотря на статус международного, остается фестивалем местного значения. В Москве, Санкт-Петербурге и других российских городах (не говоря уже о загранице) его воспринимают как вполне добротный, но все-таки провинциальный. Когда летом 2010 года в Казани проходили гастроли Цирка дю Солей, турфирмы активно распродавали туры в столицу РТ, соблазняя билетами на представление всемирно известного цирка. И люди приезжали к нам со всего Поволжья. Почему же не разработать и туристический маршрут «В Казань на Шаляпинский фестиваль»?
Кто-то мне возразит: мол, билетов и казанцам не хватает! Но ведь можно каждый спектакль давать два-три вечера подряд, используя различную ценовую политику (для наших любителей хорошо бы сохранить доступные по стоимости билеты). А когда появятся деньги для приглашения звезд действительно мирового уровня, таких как Анна Нетребко, - вот тогда уже о казанском оперном фестивале узнает весь мир, билеты же будут раскупаться за полгода вперед не только в Казани, но и в Москве, Париже, Нью-Йорке! Шаляпинский фестиваль действительно может стать настоящим культурным брендом Татарстана.