- Мы постоянно изучаем эту проблему - проводим конкурсы, конференции, опросы. А недавно провели не количественное, а качественное исследование. Задали несколько вопросов преподавателям, но не предложили варианты ответов. Было опрошено равное число респондентов с гуманитарных и технических факультетов. Результаты интересные. На вопрос «Что вы понимаете под коррупцией в вузе?» ответы были сходные: взятки во всех видах, их требование за поступление и оценки на сессиях. Но технари больший упор сделали на использование служебного положения для получения незаконной выгоды и давление администрации на преподавателей с целью сохранения «нужных» студентов. А гуманитарии определили коррупцию как продажность. По их мнению, главное в ней - отказ от исполнения своих обязанностей лицами, принимающими решения.
- Какие структуры вузов наиболее коррумпированы?
- Caмыми коррумпированными были названы деканаты, общежития, приемные комиссии. А также структуры, затягивающие оформление финансовых документов, чтобы крутить деньги, отдельные кафедры, администрации. На вопрос «Пришлось ли вам столкнуться с прямым случаем подставы преподавателя, не берущего взятки?» почти половина ответила утвердительно. Значит, встречаются «нехорошие» люди, готовые оговорить принципиальных преподавателей.
- Абсолютно все отвечавшие назвали главной причиной заниженные зарплаты. Но было и такое: «студенты не хотят, а многие и не способны учиться», «непорядочность отдельных преподавателей». Технари называли другие причины: «общая ненужность технического образования», «отсутствие принципа «разделения власти»: один и тот же и учит, и проверяет», «слабый общественный контроль финансовой деятельности». Последнему вторят и гуманитарии: «ущемление преподавателей как в размерах зарплаты, так и в задержках с оформлением доплат», «деньгами студентов добирают недоданное им через кассу»... И только среди технарей встретились и обобщающие варианты: «смена в стране идеологии, упадок морали, колоссальный рост чиновничества, огромное различие в доходах, разграбление преступниками и власть имущими общенародной собственности», «утрата честности, порядочности, принципиальности, патриотизма, ответственности».
- Какие варианты решения проблемы предлагают преподаватели?
- Один из гуманитариев ответил: «Срочно потребовать повышения оплаты труда до советского уровня. Если цены сейчас выше в 100 раз, то и зарплата ассистента должна быть 12,5 тысячи (раньше была 125 рублей), старшего преподавателя (не кандидата) - 22 тысячи, кандидата - 28 тысяч, доцента - 32 тысячи, профессора – 42 тысячи, заведующего - 50 тысяч». Гуманитарии предлагали «расширить возможности зарабатывания, отменить ограничение работы полутора ставками», «обеспечить прозрачность всех финансовых потоков».
Преподаватели технических дисциплин были более категоричны. Они предложили записывать экзамены, хранить записи в интернете. «Ввести смертную казнь и судебную тройку. Доверить приводить приговор в исполнение лучшим студентам и преподавателям у памятника Туполеву», - были и такие шутливые ответы. Другие предлагали предавать случаи взяточничества огласке – в вузе или через СМИ. Ведь гласность – это очень острое оружие!