Один день с соцработником, или Старость на двоих

Профессия, требующая от ее обладателя ангельского терпения, лошадиной выносливости и умения войти в доверие к самому капризному человеку,  называется социальный работник. Чтобы понять это, корреспонденту «КВ» хватило одного дня.

news_top_970_100
Татьяна Горелова живет и работает в одном из городков на юго-востоке республики. В соцзащиту пришла два года назад. Как она призналась, из-за того, что у нее нет образования, а в городе - достойных вакансий. Первый год мечтала сменить работу. На второй привыкла и теперь уже не хочет отдавать своих бабушек. Всего их у Татьяны на обслуживании девять.  
Ее рабочее утро началось с... вечера накануне. Татьяна обзвонила подопечных, уточнила, что нужно купить из продуктов, лекарств. В 8 утра мы уже стояли с ней у дверей продуктового магазина.
- Сегодня день покупок для Полины Ивановны, Светланы Геннадьевны, Людмилы Борисовны, - перечислила по списку Татьяна. – Бери тележку, будем заполнять.
Два кило картошки одной пенсионерке, кило - другой. Яблоки зеленые Светлане Геннадьевне («Бери только один сорт, - замечает по пути Татьяна. - Иначе будет недовольство».) Морковь Людмиле Борисовне нужна только грязная и местная. Из макаронных изделий Полине Ивановне предпочтительнее рожки, а Светлане Геннадьевне - только спагетти из твердых сортов пшеницы. И так далее по списку: майонез одного производителя, кетчуп иного сорта, муку такую-то, а курицу такую. И Боже упаси ошибиться! Некоторые клиентки довольно обидчивые. За полчаса набираем полную тележку. Раскладываем по трем пакетам, в каждый вкладываем кассовый чек и направляемся по адресам.
- Танюша! – радостно встречает Светлана Геннадьевна. – Как я тебя заждалась! Хотела кашу сварить, а крупа и молоко кончились.
Вручаем пакет с продуктами, отчитываемся по чеку, попутно интересуясь здоровьем старушки. Та выкладывает свои нехитрые новости последних двух дней. Опять «вступила» поясница, ночью вызывала неотложку, сосед с верхнего этажа нахамил, дочка из Москвы не звонит уже третий день. А она ждет, волнуется, что с ней.
- Я к вам убираться послезавтра приду, -  сообщает пенсионерке Татьяна. – После магазинов раздам покупки и сразу к вам.
- Обычная ситуация, - по пути к другой подопечной поясняет моя спутница. – Единственная дочка живет в столице. После смерти мужа осталась одна в трехкомнатной квартире. Продавать жилье не хочет, в Москву ехать отказывается. А сама уже на девятом десятке, со многим не справляется. Хожу к ней три дня в неделю. Два раза приношу продукты, один - убираю и стираю. 
Таких бабушек у Татьяны пятеро. Правда, остальным нужно только продукты домой приносить. Чтобы было легче, она с утра бегает по магазинам, а затем занимается уборкой. В день получается по одной квартире. 
- Как нарочно, все квартиры крупногабаритные, по 3 - 4 комнаты, - поднимаясь по лестнице, объясняет Татьяна. – Не всегда быстро убраться получается. Порой бабушки просят перебрать шкафы, антресоли, полки. Тогда застреваешь до вечера. 
-  Пожилые люди такие требовательные, как тебе удается спокойно завершить работу? - спрашиваю ее.
- Главное правило, которое внушается нам с первых дней работы: клиент всегда прав, - говорит Татьяна. – Хочется ему, чтобы диван так стоял - пожалуйста! Нужны яблоки только красные, а морковь в земле – нет проблем! 
- Неужели ни разу не было конфликтов?
- Были конечно. Молодая женщина-инвалид никогда не выходила из дома. То ли из-за этого, а может, психика слабая, но каждый раз она искала причину со мной поругаться. Когда не получилось, стала распускать руки. В последнее посещение пришлось убежать из ее квартиры.
Когда я увидела четырехкомнатную квартиру, меня охватила паника: как здесь вдвоем за пару часов убраться?
- Амина Ахметовна, как обычно убраться или отдельные пожелания есть? – набирая в ведро воды, спокойно интересуется Татьяна.
- Как обычно, - откликнулась та. – Разве что хотела цветок пересадить да дорожку из прихожей в снегу вытряхнуть.
Татьяна пошла мыть комнаты, а я с половичком вышла на улицу. Выбивая пыль, очень старалась, но без замечаний не обошлось:
- Что же вы, милая, снег плохо стряхнули? Сейчас все ноги будут мокрыми! - попеняла старушка. 
Через полтора часа мы, помыв руки, уже спешили по следующему адресу.
- Пересаживать цветы, мыть полы в подъезде, поливать клумбы и прочие подобные работы мы делать не должны, - говорит Татьяна. – Есть определенный список услуг и прейскурант. Если клиент хочет, может оформить разовый реестр и оплатить его. Но если у меня с подопечной хорошие отношения, то я не мелочусь и делаю помимо списка. Мне несложно лишний раз сходить в аптеку или вместо магазина помыть полы. 
Уже четыре часа, а нам еще нужно навестить самую тяжелую подопечную.
- Земфира Атласовна живет не одна, - рассказывает по дороге Таня. – У нее дочь и внук. Но они работают. Мы с ними распределили обязанности. Сейчас нам нужно бабушку покормить, напоить чаем и с ней посидеть, пока внук не придет с работы. Обычно каждый день я прихожу к Земфире Атласовне дважды. 
Татьяна своим ключом открывает дверь. С порога громко здоровается с бабушкой, заглядывает к ней в комнату. Ловко захватывает грязную посуду и идет на кухню. Чайник на плиту, тарелку с овсянкой в микроволновку, посуду в раковину... Пять минут - и ужин на подносе. Пока кормит Земфиру Атласовну, та жалуется ей на равнодушную молодежь (внук не хочет сидеть с бабушкой) и рассказывает странный сон. Потом Татьяна меняет старушке подгузник, слегка убирается в комнате. В 5 часов нас сменяет внук. А мы идем в магазин теперь уже за своими продуктами.
- Зарплата, конечно, небольшая, - рассуждает Татьяна. – Оклад 5200 - 5400 рублей плюс премия. Когда 1,5, когда 2 тысячи. Первый год хотелось бросить, дочка просила. Ей ведь пришлось часть домашней работы на себя взять. Но за два года очень привыкла к своим старушкам. Даже к самым капризным.

news_right_column_240_400
news_bot_970_100